...

29.02.2016
Курс Доллара к рублю на сегодня USD 00.0000 0.000
Курс Евро к рублю на сегодня EUR 00.0000 0.000

СПЕЦПРОЕКТ ROSNG  -  АПК ДОНА

Вы здесь

Как развивается рынок органических продуктов в Ростовской области

Сегмент органических продуктов сложно назвать массовым, однако спрос на него в последние годы стабильно увеличивался, сообщает "РГ". Как развивается рынок «правильной» еды в Ростовской области, и с какими проблемами сталкиваются производители таких продуктов?

Около 100 видов экологически чистых овощей выращивают Анастасия Вейшторт и Сергей Пасичник. На грядках растут такие экзотические растения, которые и представить сложно: халапеньо, мангольд, ромен, чириман, кейл (халапеньо — это острый перец, мангольд — подвид свеклы, ромен — салат, чириман — сорт тыквы, а кейл — капуста). Сегодня овощеводы готовы «накормить» не только себя, но и еще около 30 донских семей. Но несмотря на большой ассортимент и растущий спрос, реализовать продукцию фермерам непросто.

Экоферма Сергея и Анастасии расположена в хуторе Нижняя Ковалевка в Красносулинском районе. Ребята занимаются органическим земледелием уже четыре года, причем начинали с нуля. До мозга костей городские жители они получили в наследство домик, гектар земли и оставили Ростов. Кроме участка у них есть легковой автомобиль. Собственно, это и можно считать начальными вложениями в бизнес.

Анастасия и Сергей — вегетарианцы, и для них крайне важно разнообразить стол свежей зеленью, выращенной без химии.

— 70 процентов того, что мы берем с рынка, не говоря уже о супермаркетах, очень низкого качества, — утверждает Анастасия Вейшторт. — Вы никогда не задавались вопросом, почему, к примеру, томаты хранятся так долго, хорошо переносят транспортировку? Не только овощи, но и сыр, масло, сметана, сладости стали далеки от натуральных.

Однако клиенты не выстраиваются в очередь за органическими продуктами. В России формирование этого рынка только начинается. Согласно последним данным Национального органического союза РФ, он составляет всего 0,15 процентов от мирового. Постоянно покупают такие продукты лишь один процент россиян.

Читайте также

США займутся развитием аэрофотомониторинга посевов

Интерес к экопродуктам был бы выше, если бы существовали площадки, где фермеры могут продать продукцию, позиционируя ее как органическую.

— Наши рынки только называются фермерскими, но в действительности фермер не может реализовать там урожай, разве что сдать его перекупщикам. В Ростове нет ни одной площадки, где продавались бы органические продукты. Мы искали разные пути для реализации. Однажды решили сотрудничать с оптовыми базами и, оказалось, что накрутка цены у них десятикратная. Рукколу у производителя они брали по 80 рублей за килограмм, а продавали по 800. Больше мы с оптовиками не связывались.

Реализовать экопродукцию сложно еще и потому, что далеко не каждый знает, что это такое.

— Привычное не всегда единственное — есть фиолетовая морковка, полосатые баклажаны и белые томаты, — говорит Сергей. — Еды гораздо больше, чем представлено на рынке. У нас одних помидоров около 50 сортов, и у каждого — свой вкус.

Большой выбор культур объясняется еще и тем, что вредители не успевают к ним привыкнуть, возможно, теряются в новых запахах. С болезнями растений фермеры борются только природными средствами. Опрыскивают их соком чеснока или лука, используют молочную сыворотку, которая подавляет плесень. Органическая обработка раз в пять дороже химической. Минеральные удобрения фермеры тоже не используют. В результате, себестоимость «чистых» овощей выше. Килограмм таких помидоров, например, стоит 150 рублей, обычных рыночных — от 40 до 80 рублей.

Цена на экопродукты также сказываются на их популярности. Но своих покупателей фермеры не считают богатыми. Экопродукты покупают те, кто заботится о здоровье, а это зачастую не зависит от достатка.

Чтобы наладить сбыт, год назад Сергей и Настя придумали проект «О, батат!» и раскрутили его в соцсетях. Теперь раз в неделю они привозят «овощи ручной работы» в Ростов и в нескольких точках продают тем, кто сделал заказ по Интернету. Кроме того, работает так называемая подписка. Весной клиенты вносят по десять тысяч, а фермеры обещают поставлять им продукты. Это позволяет начать новый цикл: приобрести семена, инвентарь, заложить траты на бензин.

Получить господдержку у Анастасии и Сергея не получилось. Программ, рассчитанных на такие маленькие ЛПХ, просто нет.

 

Комментарии:

 

Александр Родин, президент АККОР Ростовской области:

— Для развития рынка органических продуктов нет соответствующей законодательной базы. Сегодня самая большая путаница именно в этом сегменте. Как их только не называют: био-, эко-, натурпродукты, органические, фермерские. Но единой маркировки и сертификации, узаконенной государством, нет. Существует только пометка «не содержит ГМО», и с этого года товары с таким знаком проверяют в лабораториях Национальной системы сертификации. Согласно санитарно-эпидемиологическим нормативам, использовать термин «экологически чистый» на упаковке без оснований нельзя. А маркировки «эко» и «био» — это маркетинговый ход. За достоверность информации никто не отвечает. В результате, среди недобросовестных производителей даже появился термин «зеленое отмывание». Но шаги к упорядочиванию этого сегмента уже есть. Введен в действие ГОСТ, определяющий, что такое «органическое сельское хозяйство». А с 1 января 2017 года появился национальный стандарт проведения сертификации органической продукции. Пока добровольный.

Артем Буславин, владелец ЛПХ:

— Было бы здорово, если бы государство поддерживало таких производителей, ведь это капиталоемкое и хлопотное дело. В 2003 году я тоже объявил, что буду производить экопродукты. Но колбаса получалась больше тысячи рублей за килограмм. Съели сами. Ограничился растениеводством, но и тут не пошло: слишком маленькая отдача с гектара. Пришлось засеять все подсолнечником.

 

четверг, октября 19, 2017

Добавить комментарий

Защита от спама
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Target Image