Крупные сетевые магазины в России заметно увеличили присутствие на розничном рынке, а местные ярмарки стали терять свое значение, несмотря на поддержку государства. Об этом сообщается в последнем исследовании специалистов Национального рейтингового агентства.
По данным НРА, за последние 17 лет доля ярмарок в стране сократилась с 26,2 до семи (в 2015 году – около восьми процентов). Этот тренд не останавливают даже введение минимальных наценок, льготы и другие меры поддержки сельхозпроизводителей. Специалисты считают, что единственная возможность «выжить» для ярмарок – суметь продвинуться в торговых сетях. Основной причиной их сокращения они называют неконкурентные цены.
В свою очередь, сети медленно, но верно наращивают свои позиции. По данным аналитиков Infoline, за два последних года десять крупнейших российских ритейлеров завоевали 27 процентов рынка против 25. В точных цифрах это 3,3 и 3,8 триллиона рублей соответственно. Например, активнее всего рост влияния у сетей «Магнит», «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель». Рейтинговое агентство также назвало лучших ритейлеров по доле чистой выручки. Первое место заняла сеть «Магнит» (около 1,07 трлн. рублей), очень близко к ней сети X5 Retail Group (почти 1,03 трлн.), с большим отрывом за ними идут «Ашан», «Дикси» и «Лента». В прошлом году были и примеры закрытий среди сетей – это финская компания Kesko (продала продуктовый бизнес розничной сети «Лента») и сеть «Чибис» в Кемеровской области, которая продержалась на рынке 24 года и имела более 150 магазинов в регионах Сибири, а также Красноярском крае и республике Хакасия.
Читайте также: "Мираторг" начал поставки в розничные магазины розовой телятины |
Как прокомментировала «Известиям» сотрудник кафедры РАНХиГС по маркетингу Института отраслевого менеджмента Юлия Сяглова, мониторинг цен показал, что на ярмарках продукты питания и потребительские товары стоят дороже чем у ритейлеров. В свою очередь, в аналитической компании Nielsen отметили растущий интерес потребителей к специализированным магазинам вместо универсальных супермаркетов. Примером стало увеличение доли винных бутиков в Москве и «второй столице».
Глава Союза потребителей России Петр Шелищ рассказал изданию, что малую и среднюю торговлю из этой ситуации могут спасти «провайдеры, которые обеспечили бы их выходы в торговые сети», что позволит снизить логистические издержки и дать гарантию сохранения высокого качества. При этом он считает это невозможным без постоянной государственной поддержки. В свою очередь, глава национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков заявил изданию, что исчезновение ярмарок в любом случае не навредит потребителю. По его словам, в розничных сетях и магазинах есть такие же и более безопасные продукты. В то время, эксперт признал, что это станет большой проблемой для фермерских хозяйств. В российском Минпромторге оперативный комментарий не предоставили.