За первые шесть месяцев текущего года в России потребление традиционной молочной продукции осталось ниже уровня прошлого. Потребление молока снизилось на 0,9, сыров – 1,7, кефира – 1,2, сметаны – на 0,4, кисломолочных продуктов – 0,2, маргаринов и спредов — на 9,4 процента, сообщили в аналитическом центре Milknews.
Авторы исследования отметили, что меньшее потребление кисломолочной продукции, в том числе за счет подорожания, вызвало также снижение производства. Мороженого стали съедать на 30,4 процента меньше. Причиной стал погодный фактор – весной и летом в России среднесуточные температуры были ниже чем обычно. В то же время, сырные продукты из-за умеренных цен стали завоевывать большую популярность чем обычные сыры – спрос вырос на 24,3 процента. Также потребление йогуртов выросло на 5,6 процентов. В исследовании причинами назвали тот же фактор цен, а также повышение интереса граждан к здоровому питанию. На 2,2 процента стал больше показатель по творогу и творожным продуктам, что связано вновь со здоровым питанием, а также ростом импорта. Также выше уровня прошлого года оставалось потребление цельного и сухого обезжиренного молока и сливочного масла – на 0,5, пять и 5,1 процентов больше.
Читайте также: В России число недовольных качеством молока и мяса выросло вдвое |
Заметный рост цен подтверждает Росстат – по его данным, за январь-июнь эта продукция стала дороже на 3,2 процента, а в годовом выражении - на 9,5. У сливочного масла рост составил семь и 24,5 соответственно. Эксперты ожидают, что осенью и зимой спрос на молочку вырастет за счет замедления темпов роста розничных цен и темпов падения реальных доходов у населения. По данным того же Росстата, за полгода доходы в годовом выражении упали на 1,4 процента (в 2016 году – на 5,3). В целом они в течение трех прошлых лет снижались на 0,7, 3,2 и 5,9 процентов соответственно. В июне реальные доходы прекратили падение и сохранились на прошлогоднем уровне, но в июле вновь снизились на 0,9.
Глава Института аграрного маректинга Елена Тюрина назвала другой причиной для падения спроса дефицит сырого товарного молока, которое заменяют сухим молоком или растительными жирами. Статистику подтверждает также опрос от Института Фонда общественного мнения, проведенный в июне этого года. По нему, за три последних месяца на молоке и молочных продуктах экономил почти каждый седьмой или восьмой россиянин, а рост цен на эти продукты признала треть опрошенных. Исполнительный директор «Союзмолока» Артем Белов согласился с тем, что потребление определяется уровнем доходов. «По нашим оценкам, в 2017 году потребительский спрос продолжает переориентироваться на более дешевую продукцию (сырные продукты), ее потребление растет, в то время как спрос на дорогостоящие молокоемкие продукты (сыры, сливочное масло) остается умеренным», сказал аналитик.
По данным Минсельхоза, в минувшем году подушевое потребление молока продолжило падать и составило 233,3 кг. против 239 в 2015. Рекомендованная годовая норма при этом составляет 325 кг. В национальном докладе министерства это объяснили не только ростом цен на фоне падения доходов, но и «снижением общих ресурсов молока и молочных продуктов».