Россия и Япония не смогли договориться о максимально разрешённых объёмах промысла и списке допущенных к нему рыб в исключительных экономических зонах обеих стран на 2026 год. Об этом сообщает японское информагентство Kyodo.
По словам министра сельского хозяйства азиатской страны Нурикадзу Судзуки, перспективы переговоров пока остаются туманными. В то же время, он отметил, что Япония продолжить добиваться результата, который защищал бы национальные интересы страны. Ситуацию планирует разрешить депутат верхней палаты японского парламента Мунэо Судзуки, который недавно прибыл в Москву с рабочим визитом. Он намерен провести ряд переговоров с руководством российского Мида и чиновниками Росрыболовства с целью уговорить российскую сторону разрешить хотя бы ограниченный промысел.
По словам журналистов Kyodo, отсутствие новых договорённостей на следующий год сильнее всего ударит по японским рыболовецким компаниям, которые осуществляют промысел тихоокеанской трески. Как пишет «КоммерсантЪ», своё мнение по ситуации высказал управляющий партнёр Agro and Food Communication Илья Березнюк. Он озвучил резкую и бескомпромиссную позицию. В частности, по мнению эксперта, российский рынок не сильно пострадал бы из-за отсутствия поставок из Японии. По его словам, обычно поставки составляли лишь 0,04 процента от общей структуры импорта. В денежном выражении, по его данным, это всего лишь несколько миллионов долларов, в то время как российский рыбный рынок оценивается во многомиллиардную сумму. Список позиций, которые поставляла в Россию Япония, по словам Березнюка, состоит из морского гребешка и редких видов осьминогов. В то же время, специалист отметил, что рынок Японии, напротив, сильно зависим от российских поставок. Он оценил экспорт из нашей страны в 120-140 тысяч тонн. Номенклатура поставок тоже богаче – по его словам, туда входят лососевые крабы морские ежи и другая востребованная на японском рынке продукция. Усомнился Березнюк и в больших проблемах для японских добытчиков трески. По его словам, объёмы промысла составляют до 1 тысячи тонн.
Справка ROSNG
Впервые соглашение, разрешающее японским рыбакам вести ограничены промысел в российской акватории, было подписано правительствами обеих стран 21 февраля 1998 года. Оно давало японским рыбакам право добывать рыбу, а также крабов и другие морепродукты в ограниченных количествах в 200-мильной исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России. Максимальный разрешённый объём добычи для них составлял около 2 500 тонн в год, из которых осталось более 700. Квота вводилась из-за того, что юридически все водные ресурсы (ВБР) в этой зоне принадлежали России. В частности, рыба откладывали икру именно в этой акватории. Однако 7 июня Россия ввела запрет на добычу для японских рыбаков. Как пояснила официальный представитель российского МИДа Мария Захарова, это связано с нарушением Токио ряда обязательств по соглашению. Например, страна перестала проводить выплаты по добытым ВБР и затягивало с безвозмездной технической помощью Сахалинской области. Последнее из требований является важнейшей частью соглашения. Причиной стала поддержка Японией Украины в конфликте с Россией. Токио выразило сожаление этим решением, но факт несоблюдения договорённостей признало. 24 июня в Управлении рыболовства страны заявляли, что сами отказываются от промысла рыбы в этой зоне. Также ведомство отменило совещания правительств обеих стран по этому вопросу. Простые японцы в соцсетях поддержали решение Москвы и обвинили в случившемся самих рыбаков. Новые переговоры прошли в 2023 году. Затем объёмы квот постепенно снижались. В 2023 году стороны договорились о снижении обоюдных допустимых объёмов добычи рыбы с 50 до 44 тысяч тонн. В июне прошлого года стороны впервые за 3 года договорились о квотах на лов лосося в российской исключительно экономической зоне японцы смогли получить право на добычу 125 тонн лососёвых, в том числе, 90 тонн горбуши, 10 - нерки и 20 - кеты. Последний раз стороны обсуждали лимиты на добычу в июне этого года, когда взаимные квоты были сокращены с 44 до 22 тысяч тонн. Также российским судам по добыче сардин и скумбрии нельзя было вести лов на отдельных участках у берегов префектуры Ибараки в зоне от 12 до 13 морских миль, а в районе от 13 до 15 промысел был запрещён с 16:00 до 20:00. Также установлены ограничения на некоторые сроки, количество судов и дистанцию от японских.