Примерно 10 лет назад Минсельхоз США начал программу массового перехода фермеров с пшеницы на кукурузу. Фермеров насильно никто не заставлял, но главная господдержка пошла главным образом кукурузникам. При этом чиновники активно пропагандировали культуру и объясняли фермерам, что ее выращивание будет выгоднее для них же самих.
Нет, они и сегодня производят немало пшеницы, но в целом за это время ее производство снизилось там с примерно 60 до 50 млн тонн. Несколько лет назад они уступили России пальму первенства по экспорту пшеницы. Но нисколько об этом не жалеют, потому что производство кукурузы оказалось ГОРАЗДО выгоднее. Только за последние два месяца американцы продали Китаю кукурузы на десятки миллиардов долларов. У нас в хрущевские времена тоже был бум кукурузы. Тогда это было на грани безумия (засадить кукурузой Сибирь и т.д.) – но почему не можем повторить это в более адекватном варианте?
На этот вопрос нашему каналу эксклюзивно ответил один и главных зерновых аналитиков России, глава агентства СовЭкон Андрей Сизов:
Резкий рост производства кукурузы на самом деле начался давно, не только в США, а по всему миру, включая таких серьезных игроков на мировом аграрном рынке, как Бразилия и Украина (это же касается и сои). В пшеницу почти не идут инвестиции, вкладываются куда более скромные деньги в разработку новых сортов…
У нас был приличный рост по кукурузе, но в последние годы он затормозился. И кукурузного Ренессанса вряд ли случится. Отчасти это связано с климатическими условиями – в России просто нет больших территорий, действительно подходящих для возделывания кукурузы. Её не успевают убрать, она не успевает вызревать, у нас нехватка скороспелых сортов и гибридов, которые мы себе здорово показали в российских условиях.
Но основная причина в том, что кукуруза биотех-культурой, а эта индустрия активно развивается в мире, но не у нас. И еще у нас запрещено выращивание сельхозкультур с ГМО.
Мы видим, что практически по всему миру регуляторы гораздо благосклонно относятся к генным технологиям (за исключением ЕС), а «генетическая» кукуруза куда более маржинальна. Конечно, нам тоже нужно было заниматься этим вопросом, с учётом опустынивания юга России, создание новых сортов необходимо.
При этом возможно использовать технологию CRISPR, где вмешательство в ДНК растений не такое существенное и куда более предсказуемое для биоценоза, чем технологии добавления генов в существующие культуры. Но пока наше государство, мягко говоря, очень консервативно в этом вопросе. Из-за этих ограничений мы можем пропустить новую техническую революцию в мировом сельском хозяйстве.