Цены на шоколад и кондитерскую продукцию из него в России будут постепенно расти в течение текущего года. Как сообщает РИАМО, такой прогноз озвучил сооснователь и CEO облачного сервиса по мониторингу и анализу цен на продовольствие «Ценозавр» Константин Калугин.
Сейчас, по словам эксперта, шоколадки стоят в среднем 176,9 рубля за одну плитку, а в зависимости от веса их стоимость варьируется от 18,9 до 989 рублей. Согласно данным «Ценозавра», в прошлом году ещё до новогодних праздников товар подорожал на 6,9 процента. Однако, как отметил Калугин, сейчас рост цен остановился. На первый взгляд это странно, поскольку какао-бобы, главное сырьё для его производства, дорожает почти еженедельно. Однако аналитик дал своё объяснение этому. По его словам, рост цен на шоколад тормозит снижение производителями его «граммовки». В частности, 95-граммовая плитка шоколада стала 90-граммовой, затем её вес снизился до 85. Также Калугин рассказал, что встречаются даже такие нестандартные варианты как 92, 94, 97, 98 и другие не кратные пятиграммовым.
Напомним, что это явление называется шринкфляцией. Это английский термин, который обозначает снижение объёма, веса или поштучной комплектовки продукта. Оно было активно распространено в нашей стране и в прошлом году, когда на рынке стали встречаться крупы и макаронные изделия в фасовке по 400 и 800 гр. вместо привычных полукилограммовых и килограммовых, молоко и соки в 0,8-0,9-литровых ёмкостях, 180-граммовые пачки сливочного масла или даже «девяток» яиц вместо стандартного десятка. Такая ситуация может быть признаком будущего кризиса и невозможности решить проблемы роста цен обычными и менее хитрыми способами. Для невнимательного потребителя шринкфляция опасна тем, что он может не заметить существенных отличий в упаковке, в то время как продавцы получают прибыль как за стандартный вес.
При этом Калугин отметил, что различные виды шоколада могут дорожать по-разному. Например, сильнее всего должен вырасти в цене горький из-за того, что он почти полностью производится с помощью какао. А другие и без того дешёвые позиции могут сильно не увеличиться в цене, но потерять в качестве. Кстати, ранее Sky News со ссылкой на некоторых экспертов писало о возможном повышении цен и на многие другие виды продуктов, содержащие шоколад (например, шоколадная паста, торты, глазированные сырки, некоторые виды йогуртов и мороженых). Также эксперт не исключил, что использование какао в сладостях может быть сведено до минимума, а некоторые производители и вовсе от него откажутся. Например, он ожидает увеличения производства продукции с ореховыми и фруктово-ягодными начинками. Напомним, что наличие шоколада в продукции уже заметно сократили даже ведущие иностранные производители такие как Hershey, Nestlé и ряд других. Это говорит о том, что проблема серьёзнее чем может показаться.