Этим летом розничные цены на бензин в России сравняются с темпами инфляции в стране, но стоимость дизельного топлива даже будет опережать их. Как сообщает ПРАЙМ, такой прогноз озвучил генеральный директор маркетплейса по торговле нефтепродуктами «Опен Ойл Маркет» Сергей Терешкин.
По его словам, пока что прирост розничных цен на горючее происходит значительно быстрее. В качестве примера он привёл данные за март текущего года, когда стоимость автомобильного бензина увеличилась на восемь процентов от того же месяца прошлого года, а дизеля – на 10,6 процента, в то время как уровень годовой инфляции составлял 7,7. В точных цифрах аналитик ожидает цен на бензин различных категорий в среднем в 55 тысяч рублей за тонну, а дизельное топливо – в районе 60 тысяч. Это примерно соответствует среднему значению на конец прошлой недели на самые популярные категории Аи-92 (Регуляр) и Аи-95 (Преимум) и летнее дизельное топливо. Вышеназванные марки бензина тогда стоили 46 748 и 53 004 рубля за тонну. Среднее арифметическое из этих цифр как раз составляет немногим больше чем предсказал эксперт. Дизель же стоил тоже чуть выше – 60 578. Однако Терёшкин уточнил, что такая ситуация будет возможна при сохранении текущих компенсационных выплат нефтяникам.
Также аналитик оценил производство горючего в стране к следующему сезону. По его мнению, дефицита дизельного топлива к тому времени не предполагается, а вот для бензина такие риски есть. По его данным, после середины апреля производство первого из них снизилось всего лишь на восемь процентов или до 229 тысяч тонн в сутки, а у бензина показатель сократился на 14 до 112 тысяч. В точных цифрах это на 20 тысяч и 17 тысяч соответственно меньше чем было к концу февраля по данным Росстата. В то же время, в 2021 году, когда проблемы с горючим ещё не были столь серьёзными, среднесуточные поставки российских производителей бензина на внутренний рынок составляли 100 тысяч тонн, а дизеля - 108 тысяч тонн в сутки. Таким образом, физический дефицит топлива, по мнению эксперта, сельхозпроизводителям и другим потребителям не грозит. Небольшие проблемы с поставками, по его словам, могут быть связаны с временными «заторами» на железнодорожной сети из-за её слабой пропускной способности или дефицита локомотивной тяги.
Напомним, что впервые проблема с российским горючим начала наблюдаться ещё с начала лета прошлого года, когда цены на эту продукцию увеличились в несколько раз от уровня начала года. В августе же и вовсе стал наблюдаться её дефицит в южных регионах. В конце лета в министерстве энергетики причиной случившегося назвали сложности с доставками горючего в южные регионы из-за наплыва туристов. Однако затем повышение цен на горючее и его дефицит стали наблюдаться не только на юне. Кроме того, ситуация не изменилась и осенью, когда туристический сезон уже прошёл. Оказалось, что причиной подорожания стало закрытие автозаправок для намеренного создания искусственного дефицита, а также «серый» экспорт топлива (продажа горючего за рубеж по более высокой стоимости чем оно покупалось на внутреннем рынке). В Минэнерго объёмы таких незаконных поставок с начала года оценили в несколько миллионов тонн. В сентябре Правительство, а также само министерство и все остальные заинтересованные ведомства договорились с нефтяными компаниями по поводу поставок топлива для аграриев и начали отслеживать выполнение этой задачи. Затем власти увеличили нормативы поставок автомобильного бензина пятого класса и дизельного топлива на биржу с ранних 13 и 9,5 до 15 и 12,5 процентов соответственно. Продажа части топлива на бирже позволяет независимым автозаправкам закупать его по рыночным ценам. Это поможет избежать монопольного сговора организаций при установлении стоимости этой продукции. А увеличение её доли повысит предложение продукции на торгах и увеличит количество сделок по продаже, которые заключаются на конкурентных условиях. В октябре кабинет министров поддержал предложение Минсельхоза ввести запрет на экспорт бензина и дизельного топлива до стабилизации ситуации. Исключение сделали для поставок дизтоплива по трубопроводам в морские порты для производителей, которые поставляют на внутренний рынок не менее половины этой продукции. Было принято и решение вернуть коэффициент для определения топливного демпфера (компенсаций нефтяникам с 0,5 до 1). Это акциз, который возвращается производителям этой продукции в виде компенсаций разницы между средней экспортной ценой на нефть и стоимостью бензина или дизельного топлива на внутреннем рынке. Такая мера должна была стабилизировать цены на продукцию. А для борьбы с «серым экспортом» для компаний, которые не являются производителями топлива, экспортная пошлина на нефтепродукты была также повышена с 20 до 50 тысяч рублей за тонну с целью борьбы с «серым экспортом». Российской антимонопольной службе было поручено отслеживать стоимость горючего во всех сегментах продаж. Также президент Владимир Путин поручил Правительству обеспечить российских сельхозпроизводителем достаточными объёмами продукции на конец осени и всю зиму прошлого и текущего годов.