В своем недавнем письме президенту бизнес-омбудсмен Борис Титов от имени предпринимателей попросил приостановить внедрение обязательной маркировки товаров. Единый оператор системы маркировки — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). В своей колонке для Forbes заместитель руководителя Центра Реваз Юсупов высказывает собственную точку зрения на проблему.
6 апреля в Forbes была опубликована колонка интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, в которой содержалась критика идеи введения обязательной маркировки товаров и неоднозначная оценка деятельности Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), являющегося единым оператором системы маркировки. Заместитель генерального директора Центра Реваз Юсупов предложил редакции агентства колонку, в которой он излагает собственное видение проблемы маркировки.
Можно бесконечно спорить о вреде и пользе тотальной цифровизации, но факт остается фактом: «невидимым» никто из нас уже никогда не будет. В идею полной приватности верят только цифровые нигилисты, а подавляющее большинство людей по всему миру готовы пожертвовать приватностью в обмен на комфортную жизнь и доступ к привычным сервисам в один клик.
В то же время по мере распространения цифровых инструментов для развития бизнеса вокруг них периодически возникают дискуссии. В частности, представители интернет-предпринимателей высказывают сомнения в достаточной пользе системы маркировки, созданной в России. Попробую с помощью фактов объяснить, чем эта технология выгодна экономике государства и бизнесу.
Одним из наиболее заметных глобальных трендов является track&trace — направление, связанное с созданием цифровых двойников товаров и целых отраслей, оживляющее интернет вещей и приводящее к настоящей индустрии 4.0. Это уже наша сегодняшняя реальность, технологичная и выгодная в долгосрочной перспективе для всех идея прослеживания товаров и сбора ценнейших массивов больших данных.
Проекты по маркировке и прослеживанию активно развиваются по всему миру. Например, еще в 2007 году были запущены программы обязательной маркировки в Китае (система PIATS для лекарств и продуктов питания) и Бразилии (табачные изделия и напитки). В США с 2013 года действует десятилетний план внедрения маркировки лекарств. Европейский Союз с 2005 года маркирует домашний скот, а с недавних пор — лекарства и сигареты. В Турции обязательная маркировка сигарет началась в 2007 году, а спустя три года к ним добавилась фармацевтическая продукция. Подобные системы работают в арабских странах, Южной Корее, Аргентине и других государствах.