9 декабря 2014 года в Донском государственном аграрном университете был избран новый ректор - доктор сельскохозяйственных наук, профессор, член-корреспондент РАН Александр Иванович Клименко. Осенью прошлого года он возглавил комиссию по реорганизации, в результате которой три аграрных вуза Ростовской области объединились в один. В интервью Южному аграрному агентству Александр Иванович рассказал о перспективах объединенного университета, необходимости сотрудничества высшей школы и агробизнеса и ответил еще на целый ряд вопросов.
- Александр Иванович, когда фактически завершилась реорганизация и что собой представляет в настоящее время объединенный ДонГАУ?
Любая реорганизация - достаточно сложный процесс, тем более, если речь идет о слиянии нескольких высших учебных заведений. Фактически весь 2014 год являлся для нас переходным, создавался фундамент управленческой структуры.
Официально объединение завершилось в марте этого года – к этому времени был зарегистрирован устав объединенного вуза, завершилась передача имущества и обязательств Азово-Черноморской агроинженерной и Новочеркасской мелиоративной академий на баланс ДонГАУ, они вошли в состав университета в качестве обособленных структурных подразделений - филиалов.
Летом этого года университет успешно прошел государственную аккредитацию основных образовательных программ. Это очень важный результат, но не менее полезным был и сам процесс получения аккредитации, экспертизы образовательного процесса. Мы понимаем, куда двигаться дальше. В октябре создан отдел управления качеством образования, который возглавил сертифицированный эксперт Рособрнадзора. Новое подразделение занимается созданием внутривузовской системы гарантии качества образования.
- Насколько укрупнение университета, новый статус влияет на его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг?
Мы работаем в условиях жесткой конкурентной борьбы и объединение, безусловно, обеспечивает нам ряд преимуществ. ДонГАУ ежегодно сможет выпускать около 1,5 тыс. специалистов для всех отраслей агропромышленного комплекса, мало кто из аграрных вузов может похвастаться такой линейкой специальностей.
Тем не менее, мы выстраиваем сейчас более эффективную систему подготовки, за массовостью нельзя забывать о качестве и реальных потребностях рынка труда. Когда выпускается большое количество специалистов с высшим аграрным образованием, а по специальности идут работать менее половины – это работа «в корзину». Ситуацию нужно кардинально менять.
- Появятся ли в ближайшее время новые направления подготовки или, наоборот, от некоторых вуз намерен отказаться?
В ближайшей перспективе мы не собираемся закрывать какие-либо профили. В университете сегодня более 40 направлений бакалавриата и магистратуры, и все они актуальны и востребованы, начиная от ветеринарии и заканчивая технологическими и инженерными специальностями. Об избытке аграрных специалистов в регионе и стране в целом речь не идет, наоборот, есть серьезный кадровый дефицит.
- Не секрет, что для городских выпускников перспектива обучения в аграрном вузе далеко не всегда привлекательна, при этом количество выпускников сельских школ не растет и баллы ЕГЭ у них не всегда высокие…
Вспомните классический афоризм: кто хочет - ищет способ, кто не хочет - причины. Есть талантливая молодежь на селе, есть выпускники городских школ и учреждений СПО, для которых привлекательны перспективы аграрного образования. Нужно уметь работать с абитуриентами в новых условиях, серьезно заниматься вопросами профориентации. В ДонГАУ в этом году разработана специальная программа, работаем с профильными колледжами и техникумами, восстановили для сельских выпускников подготовительное отделение.
Пытаемся использовать новые, креативные формы – открытые уроки, мастер-классы, авторские курсы наших преподавателей. Активно в этом году участвуем в проекте «Мобильные бригады» Российского союза сельской молодежи, активно популяризируем среди старшеклассников и выпускников СПО наши специальности.
Нужно понимать, что сегодня АПК является приоритетной национальной программой, для его развития много делается и на федеральном и на региональном уровнях. В Ростовской области разработана губернаторская программа по привлечению кадров в отрасль, наиболее востребованным выпускникам аграрных учебных заведений любого уровня предлагается выплачивать подъемные до 300 тыс. рублей. Более того, треть руководителей хозяйств области готовы платить студентам, которые приедут к ним работать после обучения, дополнительную стипендию, добавить свои «подъемные» и помочь молодому специалисту с арендой или приобретением жилья.
Не следует рассматривать сельское хозяйство сегодня как сплошь непрестижную и мало оплачиваемую отрасль, еще и «далекую от цивилизации». Это безнадежно устаревшая оценка. Во-первых, многие производственные мощности, предприятия по переработке, транспортные комплексы и даже овощеводство сегодня концентрируются в городах или пригородных зонах, а также высокоурбанизированных районах. Во-вторых, сельхозкорпорации обладают инновационными технологиями и самым передовым производством, работать на таких предприятиях перспективно в карьерном и финансовом плане. К слову, интерес к аграрному бизнесу у абитуриентов растет. Конкретный пример: после того как мы совместно с ООО «Евродон» создали на факультете технологии сельскохозяйственного производства кафедру птицеводства, количество желающих обучаться на факультете существенно увеличилось.
- Расскажите подробнее о совместном проекте с «Евродоном». Какова его цель?
Задача университета – повышение качества подготовки выпускников, для компании это возможность получить молодых специалистов, адаптированных за время обучения к производству и способных с первых дней работы приносить пользу. Высшую школу немало критикуют за недостаточную практическую подготовку студентов, но в одиночку эту проблему решить невозможно. Вузы и бизнес должны тесно сотрудничать, создание кафедр на производстве или, как их называют, базовых кафедр – это один из эффективных способов такого сотрудничества.
Соглашение с «Евродоном» о создании кафедры птицеводства и открытия соответствующего профиля подготовки было подписано летом этого года. В сентябре из студентов 3 курса факультета ТСХП сформирована первая группа, которая начала обучение по новой программе. Основные теоретические дисциплины читают преподаватели университета, практические же курсы взяли на себя специалисты компании по селекции, технологии, биобезопасности, современным основам ветеринарии и т.д. Соотношение теории и практики примерно 30% на 70%.
Агрокомпания заинтересована в том, чтобы специалисты готовились в регионе, а не приходилось их искать по всей стране и за рубежом. Глава «Евродона» Вадим Ванеев уже говорит о том, что кафедру нужно преобразовать в факультет. Мы тоже стремимся к развитию проекта, более того, сейчас готовим на факультете ветеринарной медицины новую специализацию по болезням птиц.
акцент александр клименко
« Главные усилия будут направлены на подготовку для АПК специалистов
нового качества и исследователей, способных генерировать идеи
и обеспечивать их трансфер в производство »
- С кем-то еще из представителей агробизнеса планируются подобные совместные проекты?
Созданы 3 базовые кафедры. Кафедра почвоведения и орошаемого земледелия сформирована совместно с агрокомпанией «Исток-1» Семикаракорского района, где практически без отрыва от производства обучаются студенты 3 и 4 курсов Новочеркасского инженерно-мелиоративного института. Кафедра будет выпускать 40-50 специалистов в год.
Две других открыты в Азово-Черноморском инженерном институте. На кафедре «Сервис машин и оборудования в агропромышленном комплексе», созданной совместно с Группой компаний «Альтаир», будут проходить обучение около 300 студентов. Столько же ежегодно будет выпускать и кафедра технологии и технических средств в АПК – это уже совместный с Северо-Кавказской зональной машиноиспытательной станцией проект. Мы планируем создать на каждом факультете, а их более 20 в ДонГАУ, по 2 базовые кафедры. В этом случае сможем обеспечить всех наших студентов практикой на передовых, инновационных предприятиях региона и страны.
Интерес к Донскому ГАУ проявляет не только местный бизнес. Например, осенью этого года университет подписал соглашение о партнерстве с агропромышленным холдингом (АПХ) «Мираторг». Основные производственные площадки АПХ расположены в Центральном Федеральном округе и Калининградской области, и география не позволяет вести речь о совместной кафедре. Мы договорились о стажировках, весной 2015 года направим на предприятия холдинга сводный студенческий отряд – будущих зооинженеров, технологов по производству и переработке продукции животноводства, ветсанэкспертов, специалистов в области электроэнергетики. Решение всех бытовых вопросов холдинг берет на себя. Ребята будут проходить практику и получать при этом зарплату по 15-18 тыс. рублей, а работодатель сможет подобрать для себя молодых специалистов. Сейчас прорабатываем вопросы участия студентов в конкурсах НИР и подготовки дипломных проектов на предприятиях «Мираторга», это тоже очень перспективное направление.
Эти проекты связаны с развитием практико-ориентированной среды, но и в целом в образовательном процессе вуза происходят значительные изменения. Так, у Донского аграрного университета богатая история сотрудничества с ведущими научными центрами России и стран зарубежья, в том числе в области разработки совместных образовательных программ по приоритетным направлениям, обмена методиками, подходами к учебной работе. Мы стараемся актуализировать эти связи и возможности. Сейчас, например, ведем переговоры с несколькими НИИ, входящими в систему Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Речь идет о создании совместных научных лабораторий и включении сотрудников институтов в образовательный процесс.
Кроме того, в этом году запустили программу «Приглашенный лектор». С научными докладами у нас выступал директор Всероссийского научно-исследовательского и технологического института птицеводства, глава Российского птицеводческого союза Владимир Фисинин. Один из ведущих ветеринарных хирургов страны Илья Середа читал студентам курс лекций и проводил мастер-классы, которые вызвали громадный интерес и у практикующих ветеринаров.
Другое, не менее важное направление – повышение уровня подготовки преподавателей университета. Для того, чтобы эффективно работать со студентами, преподаватель высшей школы должен сам обладать знанием научно-технических инноваций и последних достижений научной мысли, владеть иностранными языками и, как следствие, уверенно ориентироваться в профильных информационных ресурсах. Мы разработали соответствующую программу развития ППС, вкладываем в нее собственные средства и рассчитываем на успешную реализацию.
- Какие еще «точки роста» объединенного ДонГАУ, помимо образовательной сферы, можно выделить?
Прежде всего, это научная и инновационная деятельность. Дело здесь не только в публикационной активности, цитируемости и прочих рейтингах. Мы занимаемся, в первую очередь, отраслевой наукой и наши разработки должны быть востребованы и бизнесом и сельскохозяйственным производством. Это ключевой вопрос. Минимум 30% финансовых ресурсов, если не больше, университет должен получать за счет науки, научного сопровождения и хоздоговоров с агрокомпаниями и хозяйствами.
В 2014 году ДонГАУ выполнил наибольший среди всех учреждений Ростовской области объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ для АПК, заключил более 150 договоров с сельхозпроизводителями. Эту работу нужно усиливать. В области реализуются крупные инвестпроекты, которые дадут региону свыше 10 тыс. рабочих мест – создаются откормочные и тепличные комплексы, строятся перерабатывающие мощности. Соответственно, нужно решать вопросы, связанные с природоохранной деятельностью, обеспечением экологической безопасности. Это профильная для нас ниша, и мы намерены ее занять.
Также в числе приоритетных направлений исследований – биоиндустрия, биоресурсы, безопасная и эффективная энергетика. Будем поддерживать эти и другие проекты за счет внутренних грантов и университетского фонда развития научных исследований, созданного в этом году.
Планируем также создавать в университете учебно-научные инновационные центры, это очень интересный и перспективный формат работы. Я встречался с представителями молочного бизнеса, инвесторами, и все они говорят о необходимости создания центра подготовки специалистов молочной отрасли. У нас в регионе и в соседнем Краснодарском крае есть фермы КРС с уровнем продуктивности 11 тыс. кг молока от одной коровы в год. Будем показывать эти технологии, уровень селекционно-племенной работы у нас и готовить новые кадры.
- Планируются ли специальные программы поддержки молодых исследователей и ученых?
Мы разработали комплексную программу «Будущее университета». В ее рамках, в частности, аспиранты получают первоочередной доступ к высокотехнологичным приборам и оборудованию, право бесплатных публикаций в «Вестнике Донского ГАУ», который входит в систему РИНЦ. Кроме того, молодые ученые имеют возможность повышения квалификации в ведущих отечественных и зарубежных научных центрах, а в случае приоритетности направления исследований – создания под их руководством научных школ и исследовательских лабораторий.
Конечно, прививать любовь к науке нужно еще со студенческой, еще лучше - со школьной скамьи. Наши усилия направлены на то, чтобы все студенты Донского аграрного участвовали в НИРС. Ребята должны ориентироваться в научно-исследовательской проблематике, устанавливать контакты с представителями научного сообщества, пробовать свои силы на конференциях и форумах. Победители студенческих научных конкурсов получают преимущественное право на поступление в аспирантуру университета. Более того, мы подключаем к научному руководству такими аспирантами наших молодых ученых, занимающихся актуальной проблематикой и приоритетными направлениями.
- С приходом в вуз вы заявляли целый ряд нововведений, в том числе касающихся премирования сотрудников…
Да, была разработана и уже реализуется новая система стимулирующей оплаты труда с учетом эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава. Есть балльная оценка по ключевым показателям, определена стоимость каждого балла, и каждый сотрудник знает, за что он получает доплату.
- Какие еще изменения ожидают университет в 2015 году?
Продолжим оптимизировать управленческую структуру, выстраивать эффективное взаимодействие между всеми подразделениями, модернизировать материально-техническую базу, более эффективно использовать мощнейший имущественный комплекс – в оперативном управлении университета находятся около 300 объектов недвижимости общей площадью 330 тыс. кв. м., 35 земельных участков площадью свыше 8 тыс. га.
Резервов роста много, но главные усилия, повторюсь, будут направлены на подготовку для АПК специалистов нового качества и исследователей, способных генерировать идеи и обеспечивать их трансфер в производство.