Премьер Дмитрий Медведев планирует провести совещание о взаимодействии сельхозпроизводителей и торговой отрасли, сообщили Южному аграрному агентству сегодня, 11 марта, в пресс-службе российского правительства.
В совещании примут участие первый вице-премьер Игорь Шувалов, вице-премьер по реальному сектору экономики Аркадий Дворкович, экономический помощник президента Андрей Белоусов, министры сельского хозяйства Николай Федоров, промышленности и торговли Денис Мантуров и экономического развития Алексей Улюкаев, другие руководители профильных ведомств, а также главы регионов и отраслевых союзов.
СУТЬ ПРОБЛЕМЫ
Как ранее отмечали в правительстве, на сегодня фермерам сложно реализовывать имеющиеся объёмы импортозамещения. Так, импорт мясной продукции снизился на 32, молочной – на 33, животноводческой – на 42%. Кроме того, в связи с экономической ситуацией отмечен высокий рост продукции, в особенности это касается хлеба и хлебобулочных изделий, детского питания, круп, сладкой кондитерской продукции, овощей, уникальных фруктов и другой продукции. По данным Росстата, в феврале текущего года инфляция в месячном выражении составила 3,3%, что немногим меньше 5,7% в январе. В годовом выражении официальная цифра 23,3%, реальная – 50%.
Следует также отметить, что при увеличении доли импорта более чем до 25% есть основания говорить об угрозе продовольственной и национальной безопасности. Между тем, по отдельным отраслям сельского хозяйства показатель намного выше и в среднем он составляет более 25%. Как отмечают эксперты, развал российского сельского хозяйства и увеличение губительного импорта начались в первые постсоветские годы. Причиной стали аграрная и земельная реформа, которые не только не вызвали улучшения экономики, но и оказали на неё разрушительное влияние. В этом нетрудно убедиться, рассмотрев статистику. Согласно ей, в 2000 году импорт составил 7,4 миллиарда долларов, в 2005 – 17,4, в 2010 – 36,4, в 2011 – 42,5, в 2012 – 40,2, в 2013 - 43,5 миллиарда. Такие данные привели учёные УрГАУ.
ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ
В конце января текущего года российский президент Владимир Путин предложил создать систему федеральной и региональной поддержки фермеров. Согласно этой инициативе глава экономического комитета Госдумы Игорь Руденский начал подготовку законопроекта по предоставлению ритейлерам 50% мест на полках российских производителей. Данная мера одобрена также российским Минсельхозом и уже действует сейчас, хотя и с переменным успехом.
Также федеральный Минпромторг во исполнение указов президента готовит поправки, которые позволят упростить организацию нестационарной и мобильной торговли, защитить права предпринимателей, осуществляющих такую торговлю, и наладить взаимодействие ритейлеров и поставщиков. Это позволит снизить затраты на логистику, увеличить долю собственной продукции и сделать её доступной для населения в пределах шаговой близости от дома.
В связи с этим с 2014 года в регионах России расширилось ярмарочное движение. В ряде из них, например, в Тамбовской, Саратовской, Волгоградской областях и других регионах успешно выпускаются и реализуются уникальные виды кондитерской, мясной, молочной и иной продукции. Как отметили в Минсельхозе, на сегодня также необходимо дополнительно прописать системный подход к обеспечению стабильного и беспрепятственного доступа сельхозпродукции к потребителям и к организации розничной торговли и ввести преференции.
ВОПРОС ЦЕН
Не менее важным в плане продовольственной безопасности является и вопрос приемлемых цен. Ряд крупных российских торговых сетей в конце февраля текущего года уже зафиксировали на 2 месяца цены на 20 наименований социально значимых продуктов первой необходимости. Данное предложение поддержали сети «Магнит», «Ашан», «О`кей», «Зельгрос», «Лента», «Metro Cash&Carry», «Х5 Retail Group», «Дикси» и ряд других, за ними последовали и торговые организации. В ряде субъектов предлагают также сдерживать цены за счёт передачи на региональный уровень полномочий по ограничению торговых наценок на продукты питания. В частности, такое предложение в правительство РФ внесла Ульяновская область, на сегодня оно находится на стадии рассмотрения.
Тем не менее, на сегодня цены могут оказаться намного выше допустимых за счёт таких дополнительных издержек, как собственная логистика, реклама или маркетинг. ФАС, Минпромторг и другие ведомства и службы должны объединиться для поиска способов по решению данной проблемы.
Читайте также: