На завершившемся в Краснодаре международном совещании по осетроводству (ISM-2016), которое впервые проводится в России, ученые заявили об угрозе исчезновения царской рыбы — белуги, стерляди, шипа и севрюги. Кубанская столица выбрана для такой встречи неслучайно. Именно здесь работает единственный в стране центр сохранения осетровых — Кубаньбиоресурсы.
Кроме того, писала "Российская Газета", Краснодарский край — один из немногих регионов страны, где еще в 2005 — 2011 годах принята краевая целевая программа сохранения видов и стабилизации численности осетровых. Это позволило местным заводам за счет регионального бюджета сформировать ремонтно-маточные стада редких и вымирающих рыб. На двух предприятиях — в Темрюке и станице Гривенской Калининского района — получают оплодотворенную икру русского осетра, севрюги и стерляди.
Читайте также Каспий неприкосновенный: Соглашение о сохранении моря вступило в силу |
— За шесть лет нам удалось создать фактически новую отрасль аквакультуры — товарное осетроводство, — сообщили в министерстве природных ресурсов Кубани. — В кратчайшие сроки производство пищевой черной икры выросло с нуля до четырех тонн в год. Число товарных осетроводных хозяйств увеличилось с двух до 40. Кроме того, в регионе уже появилось около 50 крупных, средних и малых фермерских хозяйств, работающих в этой сфере. Они производят сегодня не только товарную осетрину, пищевую черную икру, рыбопосадочный материал, но и спецоборудование.
Вице-губернатор Краснодарского края Сергей Усенко добавил, что во всем мире уже широко применяют разработки кубанских осетроводов, отмеченные премией правительства РФ в области науки и техники. Благодаря программе ООН составленное местными специалистами руководство по искусственному воспроизведению царской рыбы переведено на многие языки и стало настольной книгой осетроводов во многих странах.
Вместе с тем, по словам представителей Росрыболовства, в естественных водоемах, несмотря на введенный в стране запрет на промышленный вылов осетровых (с 2000 года — белуги, с 2005-го — осетра и севрюги), их численность и запасы продолжают сокращаться.
— Сегодня генофонд всех видов осетровых Краснодарского края поддерживается исключительно за счет государственных рыбоводных заводов, — говорит директор центра Кубаньбиоресурсы, доктор биологических наук Михаил Чебанов. — Основная их проблема — дефицит качественного рыбопосадочного материала. В крае его поставляют не более четырех предприятий. Но даже они ощущают острый дефицит производственных мощностей для эффективного формирования ремонтно-маточных стад.
Читайте также Российские поставщики увеличили экспорт чёрной икры в 3 раза |
Во многом ситуацию исправит крупнейший на Кубани осетровый завод, который простаивал восемь лет, а недавно возобновил работу. Первые новоселы Южного производственного осетрово-рыбоводного центра — белый амур, толстолобик и стерлядь. Эти 400 взрослых особей станут маточным стадом. Сам завод построен в 1975 году, ежегодно здесь выращивали миллионы мальков.
— Глядя на полуразрушенные корпуса, сложно поверить, что некогда это был самый мощный осетровый завод в стране, — сетует директор предприятия Евгений Долгий. — В прошлом году благодаря федеральным субсидиям здесь началась реконструкция. Честно говоря, в некоторые помещения даже заходить было страшно. Сейчас восстановили садки и цех длительного выдерживания, закупили инкубационные аппараты «Амур».
В них закладывается икра, и через неделю молодь выпускается в пруды. Родительские особи остаются жить в бассейнах и питаются по особому рациону. За сутки каждая рыбина поглощает кормов примерно столько же, сколько сама весит.
По словам директора Темрюкского осетрового рыбоводного завода Виталия Бородина, ситуация с воспроизводством осложняется тем, что промысловый осетр сегодня практически полностью истреблен, а для искусственного выращивания необходимо хотя бы 10 процентов диких производителей. Однако, чтобы добиться разрешения на их вылов, необходима масса согласований с различными ведомствами.
Как считают эксперты, эти препоны необходимо устранить на уровне регионального законодательства. Сложнее решить проблему сбыта, поскольку она связана с черным рынком, который активизировался после запрета на промышленный вылов осетровых.
— Без доступа к покупателю легальные производители не могут конкурировать с недобросовестными поставщиками и браконьерами, — считает инициатор проекта «Caviar Черная икра» Максим Шинкаренко. — Нужны определенные требования к торговле продуктом: чтобы он поступал с подтвержденным происхождением. Благодаря поддержке со стороны государства выиграет и покупатель и производители.
Директор центра Кубаньбиоресурсы Михаил Чебанов уверен: чтобы не допустить уничтожения популяции осетров и вместе с тем поддержать легальных производителей, занимающихся искусственным разведением ценных пород рыбы, необходимо разработать единую стратегию развития осетроводства в Краснодарском крае.