«В результате наводнения в 2013 году посевные площади озимых культур сократились на 1,6 млн га. Из-за дождей осенью не было вспахано более 4 млн га зяби. Поэтому аграриям необходимо будет посеять зерновых значительно больше, чем обычно», - сообщил председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков в рамках правительственного часа.
Госдума обсудила подготовку к весенне-посевной кампании. Глава профильного комитета Николай Панков подчеркнул, что в текущем году складываются непростые условия для проведения сезонных работ, поэтому важно своевременно и в полном объеме довести средства федерального и региональных бюджетов до каждого сельхозтоваропроизводителя. Он напомнил, что в текущем сезоне перед аграриями поставлена задача произвести зерна в объёме не менее 95 млн тонн, сахарной свеклы 36,3 млн тонн, картофеля 31 млн тонн.
В комментарии глава профильного думского комитета отметил, что эти задачи соответствуют показателям Доктрины продовольственной безопасности и индикаторам, заложенным в Госпрограмме развития сельского хозяйства на 2014 год.
«Для проведения весенне-полевых работ из федерального бюджета выделено около 18 млрд рублей, в том числе - в виде несвязанной поддержки 14,4 млрд рублей, что пока ниже прошлого года на 43%. Тогда как в соответствие с намеченной структурой посевных площадей сельхозпроизводителям потребуется более 260 млрд рублей. Конечно, на полевые работы будут задействованы и кредитные ресурсы, но, учитывая высокую закредитованность отрасли в целом, воспользоваться этим инструментом смогут далеко не все сельхозпроизводители», - сообщил Панков.
«Ситуацию усугубляют и растущие из года в год цены на минеральные удобрения, ГСМ, сельскохозяйственную технику, а также непогашенная задолженность федерального бюджета по выплатам субсидий по процентным ставкам инвестиционных кредитов за период 2010-2012 годов», - продолжил Панков.
В связи с этим он считает необходимым Минфину совместно с Минсельхозом проработать вопрос об увеличении средств на несвязанную поддержку и выплату субсидий по инвестиционным кредитам для своевременного проведения сезонно-полевых работ.
«В первой декаде января этого года в СМИ появилась информация о том, что производителями удобрений заключен контракт на поставку большой партии хлористого калия в Китай. Цена за тонну составила в примерно 10,3 тыс рублей, а в тоже время на российском рынке хлористый калий продавался по состоянию на 17 января по 11,5 тыс рублей. То есть - на 1200 рублей дороже! Такое положение дел на внутреннем рынке недопустимо. И если такие факты действительно есть, то необходимо здесь подключиться правоохранительные органы, том числе антимонопольная служба», - призвал глава комитета.
Говоря о реализации Госпрограммы, Панков выразил убеждение, что для ускоренного развития АПК и достижения его конкурентоспособности «необходимо существенно скорректировать заложенные в ней индикаторы с учётом реального ресурсного обеспечения».
«Особенно необходимо увеличить финансирование зарекомендовавших себя с положительной стороны у сельхозпроизводителей прямых форм поддержки на гектар пашни и литр реализованного молока», - отметил он.
«Также считаем необходимым обратить особое внимание на обеспечение технико-технологической модернизации агропромышленного комплекса», - заявил глава профильного комитета.
Он считает, что господдержка в объеме дополнительных 42 млрд рублей, выделенная в 2013 году на компенсацию удорожания кормов и своевременное проведение сезонных полевых работ, не сработала. «Средства до регионов дошли только в сентябре, а регионы, в свою очередь, довели их до аграриев только в декабре 2013 - январе 2014 года», - пояснил депутат.
В свете этого он призвал своих коллег по депутатскому корпусу и Минсельхоз «более жестко контролировать и незамедлительно реагировать на все нарушения по доведению средств в регионы».
В своем комментарии Панков сказал о необходимости принять норму, в соответствии с которой будет ужесточена ответственность в отношении субъектов, нецелевым образом использующих средства федерального бюджета, направленные Минсельхозом в регион на развитие сельского хозяйства. «А также следует обратить внимание на тот факт, что некоторые регионы совсем не используют выделенные средства», - подчеркнул парламентарий.
Необходимо пересмотреть принципы по софинансированию программ Минсельхоза в рамках Госпрограммы, считает глава комитета. «Возможно несколько подходов: снизить долю по софинансированию, отменить его совсем (временно), а также рассмотреть вариант, когда субъект пропорционально должен вкладывать средства на развитие АПК независимо от направления. То есть не куда считает нужным Минсельхоз, а с учетом своих региональных приоритетов (в зависимости от климата, территории и проч. Главное, чтобы по региону суммарно был соблюден объем софинансирования на сельское хозяйство», - подчеркнул Панков.