Россия в 2015 году сократит импорт продовольствия на 16% до 30 млрд долларов, прогнозируют эксперты Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР).
«Продовольственный импорт в 2015 г., вероятно, снова сильно сократится, оценочно — до 30 млрд долларов, но может и ниже», — отмечается в сообщении ИКАР.
В 2014 г. продовольственный импорт, по предварительной оценке, сократился до 36 млрд долларов с 43,2 млрд в 2013 году, пишет Упаковано.Ру. Эксперты отмечают, что падение импорта связано не только с введением 7 августа 2014 г. продовольственного эмбарго, но и с девальвацией рубля, которая резко повысила конкурентоспособность отечественного продовольствия и одновременно ограничила возможности импорта.
Несмотря на освобождение рынка от импорта, существенного роста отечественной продукции эксперты ИКАР не ожидают. Рост сельхозпроизводства в 2014 г. они оценивают в 3,4% (в 2013 г. — 6,2%). По их мнению, это «весьма недурно на фоне стагнации в народном хозяйстве». «В 2015 г. можно ожидать нулевых темпов прироста: в растениеводстве будет сложно добиться экономического роста с учетом высокой базы 2014 г., в животноводстве развитие будет носить инерционный характер, поскольку отдача от возможных новых инвестиций начнется не ранее чем с 2016 г.», — говорится в сообщении института.
Девальвация рубля приведет к снижению импорта в Россию в 2015 году, причем оно может составить от 15 до 200%, — считают экономисты.
В частности, директор центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель полагает, что в 2015 году «при текущем курсе возможно снижение в 1,5-2 раза».
Сильней всего сокращение импорта коснется машиностроения и оборудования, то есть инвестиционных товаров (используются для производства других товаров, а не покупаются потребителями). Это основные товары, импорт которых сокращается в период кризисов, валютных катаклизмов, что можно заметить на примере предыдущего кризиса 2008-2009 годов, подчеркивает Абрамова. Так, в 2009 году общий объем импорта уменьшился на 36%, в то время как импорт машин и оборудования для инвестиций снизился на 48%, а по ряду позиций более, чем на 70%. Помимо курсового фактора, это сокращение обусловлено и сжатием инвестиций.
В потребительском секторе сокращение импорта в наступившем году в первую очередь коснется товаров элитных категорий и товары категории средний+, спрос на которые можно характеризовать высокой эластичностью по цене (это дорогие автомобили, ювелирные украшения, одежда модных европейских марок и т.д.), — говорит директор по маркетингу интернет-гипермаркета детских товаров Mamagazin.ru Виталий Филонов. В меньшей мере ослабление рубля, по его словам, повлияет на импортные товары повседневного спроса, где эластичность по цене ниже. «Люди начинают смещать свой спрос с товаров категории средний+ в сторону средней и эконом. Особенно ярко это прослеживается в ситуации с подгузниками. В России производится лишь подгузники Huggies, в то время как наиболее популярные среди российских мам Pampers, Libero, а также премиальные японские подгузники завозятся в РФ из-за рубежа. Анализ потребительского поведения в mamagazin.ru указывает на то, что поведение мам в условиях удорожания импорта можно характеризовать двумя сценариями: переключение с более дорогих на менее дорогие подгузники, комбинирование дорогих подгузников (одевают в них ребенка на ночь) и менее дорогих подгузников (в них ребенок ходит днем). При этом наша аудитория в своих предпочтениях в выборе данных сценариев разделилась примерно пополам. Уверен, что аналогичная ситуация складывается и на продовольственном рынке», — отмечает Филонов.
По его мнению, текущая ситуация — прекрасная возможность для импортозамещения. «Примерно в такой же ситуации наша экономика находилась в 1997 году, когда рубль был девальвирован более чем в 4 раза. Однако не нужно питать иллюзий, что только лишь ослабления рубля достаточно для запуска механизма импортозамещения. Нужна эффективная система доступного кредитования отечественного производителя под процент, не превышающий уровень его рентабельности. Если сегодня в перерабатывающий промышленности уровень рентабельности находится на уровне 8-9%, а банки готовы давать кредиты под не менее чем 20%, о росте отечественного производства можно просто забыть. У государства есть необходимые инструменты для увеличения денежной массы в экономике. Но нужно суметь ими грамотно воспользоваться, создать преграды для ухода этих дешевых денег на валютный рынок. Правительству Примакова-Геращенко в 1997-1998 г. это удалось. Сможет ли это сделать правительство Медведева — большой вопрос», — резюмирует специалист.