20 сентября текущего года начнётся действие Закона Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов». Основной его сутью является внедрение в продукцию стандарта HACCP (Анализ опасных факторов и контроль в критических точках) на всех этапах производства и поставок. Однако эксперты считают, что Украина может не справиться с данной задачей. Об этом сегодня, 18 июля, сообщает Южное аграрное агентство со ссылкой на РИА Новости Украина.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
По неведению или открытому пренебрежению стандарту HACCP отвечает лишь несколько сотен украинских компаний. Как отмечают эксперты, к ним относятся те, кто начали экспорт продукции в ЕС до подписания Соглашения об ассоциации. Тем не менее, именно соглашением прописано обязательное использование современного стандарта, без которого продукцию нельзя будет продавать даже на территории Украины. Однако представители КФХ, ЛПХ и других малых форм хозяйствования мало задумываются о новых правилах. А ведь наибольшую долю продовольствия выпускают именно данные хозяйства. Кроме того, в Украине плохо развита кооперация, которая приносит свои высокие плоды в европейских странах.
Кстати, если сравнивать ситуацию с Россией, то здесь открыто более 18 500 СПК, а реально из них работают немногим более 10 000. Такие данные приводят в российском Минсельхозе. Причина здесь принципиально та же – незнание или пренебрежение новыми возможностями. Удачными примерами в стране стали Енотаевский, Лиманский и Харабалинский районы, где не так давно успешно работали рыболовецкие потребительские союзы и велось сотрудничество с крупными оптовиками, в том числе сетью «Ашан», пишет Астрахань.Ru. Первооткрывателем в этих направлениях в 1991 году стал СКПК «Народный кредит», управляемый ведущим экспортом в области кризиса, членом совета регионального отделения «Опора России» Александром Петровичем Ковбасом.
Постоянное внимание сельхозкооперации уделяется также в Краснодарском и Ставропольском краях, в республике Дагестан и других регионах, где этот вопрос поднимается чуть ли не на каждой встрече по вопросам АПК. Одними из наиболее известных на Кубани являются «Гарант Кубани» и «Деловой партнер». Всего в крае имеется 171 кооператив, в том числе 19 перерабатывающих, в 58 кредитных и более чем 90 снабженческо-сбытовых.
ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ
Одна из самых высокоразвитых систем сельхозкооперации действует в США, где она имеет древние традиции. Данный вопрос ранее подробно изучали специалисты Ревизионного Союза сельскохозяйственных кооперативов Краснодарского края и Республики Адыгея, пишет «Аграрная Кубань». В 1916 году в США создана Система кредитования фермеров (FarmCreditSystem), в которой аграрии руководят работой кооперативов через выборный Совет директоров. Помимо них, в систему входят банки и банковские ассоциации. Всего здесь работает 5 кредитных банков, предоставляющих фонды для более чем 200 ассоциации заёмщиков, а это несколько десятков тысяч лиц. Те, в свою очередь, размещают кредиты среди сельских клиентов и одного банка, обслуживающего кредитные потребности сельскохозяйственных кооперативов. Сами кооперативы также получают налоговые льготы, позволяющие им справляться с нагрузкой.
Большое распространение в стране играет также поддержка федеральных земельных банков. По словам исполнительного директора Ревизионного Союза Александра Пиунова, по данному направлению в 1920-ые годы выделялось 9 миллионов долларов, в 30-ых – 189 миллионов, в 80-ых, после временного угасания поддержки, сумма составляла уже 4 миллиарда.
Наконец, законодательство. В США на высоком уровне находится законодательное регулирование в плане кредитов. Примерами являются законы «О федеральных фермерских кредитах» в 1916, «О сельскохозяйственном кредите» в 1923, «О сельскохозяйственном маркетинге» в 1929, «О фермерской ипотеке» и «О фермерском кредите» в 1933, «О кредитных союзах» в 1934, «О сельскохозяйственном кредите» в 1987 году и ряд других.
В Европе, в свою очередь, действует система сельскохозяйственного субсидирования и сельхозпрограмм, на которую тратится 46,7 % бюджета ЕС, что в среднем составляет около 50 миллиардов евро. Данный механизм предусматривает прямые выплаты в виде субсидий за культивированную почву, включая гарантии минимальных цен, импортных тарифов, и квоты на товары за пределами ЕС для устранения перепроизводства. В Римском договоре от 1957 года также прописаны такие задачи, как гарантия справедливых стандартов, стабилизация рынка, безопасный доступ поставок, увеличение производительности за счёт оптимального использования факторов производства и ряд других.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СЛОЖНОСТИ
Как отмечает руководитель направления «Развитие рыночной инфраструктуры» проекта USAID "АгроИнвест" Николай Гриценко, в Украине нет единого вопроса о том, как внедрять элементы безопасности и прослеживания. Как пояснил эксперт, украинская структура сельхозпроизводства ощутимо отличается от европейской. Самый проблемный сектор – мелкое и среднее производство. Особенно это ощутимо в сфере свиноводства, где, по словам Гриценко, убой производится в антисанитарных и не предназначенных для этого зонах. Эксперт видит выход из ситуации в создании сервисных забойных цехов. Однако ещё одним камнем преткновения для аграриев станет новый закон о побочных отходах животноводства, который принят в мае текущего года, но вступит в силу только в следующем году. Им предусмотрены крупные штрафы за нарушение правил утилизации скота и животных отходов.
Напомним, что проект USAID предусматривает создание 25 оптовых рынков сельхозпродукции и другие мероприятия, позволяющие облегчить логистические операции. Данный проект также имел большие перспективы для производства и сертификации убоя. Однако, по словам самого Гриценко, в 2012 году (то есть через 3 года от начала реализации) программа была заморожена в связи с недостатком денежных средств. Решение принято постановлением Кабмина №704.
НЕХВАТКА МОЩНОСТЕЙ
Возвращаясь к теме утилизации, Николай Гриценко привёл удручающую статистику – для 25 областей действует лишь 18 предприятий, которые могут законно осуществлять данную деятельность. Но даже об их наличии фермеры не знают. Кроме того, даже при наличии действующих мощностей затраты на утилизацию той же свиньи будут сопоставимы с продажей одной коровы. Средства у агрария будут уходить на заказ спецтранспорта для перевозки и на затраты по пути в само спецпредприятие. «Если эту проблему не решить, люди будут просто пускать скотину под нож», констатрирует эксперт.
Также не всё гладко с растениеводческой, в том числе плодоовощной продукцией. Здесь имеет место извечная проблема с импортозамещением. Но на неё накладываются невыгодные условия для торговлю собственной продукцией. В связи с действующими санкциями открытыми рынками сбыта являются Азербайджан, Турция и другие страны. Ещё одна важная задача, которая ещё не решена – документальное закрепление безопасности продукции. Здесь речь идёт не только об экспортёрах, но и производителях, которые не ведут или не предоставляют данные о вносимых пестицидах, химикатах, об уровне качества, а экспортёры – также о стране происхождения и эпизоотическом благополучии. Получается, что люди не обучены простым процедурам, без которых они не могут попасть в торговлю.
СЛАБЫЙ КОНТРОЛЬ
По словам Гриценко, для перехода к новому процессу требуются гораздо затраты, чем может показаться. «Хоть и говорят, что внедрение системы НАССР не потребует особых затрат, это не совсем отвечает действительности: если у предприятия нет уже внедренной системы управления качеством, ему необходимо будет перестроить все внутренние процессы контроля, во-первых, за продукцией, а во-вторых, менеджмента — выделить в технологической цепочке все важные точки, где может произойти сбой. Эта система предусматривает, что производитель нанесет на маркировку товара все адекватные показатели продукции. Но и в Европе эта система уже дает сбои — зачастую в тяжелых экономических условиях, или в условиях жесткой конкуренции, предприятия идут на то, что заведомо не сообщают потребителю в маркировке о тех или иных ингредиентах в своей продукции. То есть нужен жесткий контроль», отмечает эксперт
Другими проблемами в этом направлении являются формирование контролирующего органа для будущего закона, где опять же, как говорится, «конь не валялся». Как отмечает зампред правления Союза потребителей Украины Олег Цильвик,в ближайшее время в бюджете должны быть заложены соответствующие средства на его функционирование. В противном случае, по мнению эксперта, ситуация и дальше будет пускаться на самотёк. Органу уже дано официальное название - Государственная служба по вопросам безопасности пищевой продукции и защите потребителей, также назначены его глава и зам, однако фактически данная служба не работает.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАНДАРТА
Концепция НАССР начала разрабатываться в США в 60-х годах XX века в НАСА и в ряде военных лабораторий для продовольственной безопасности астронавтов. В 1990-ых годах приобрела важное значение в ЕС, а в 2000-ых стала ключевым требованием для допуска на международные рынки для десятков стран Европы и других континентов. В основу системы входит исследование продукции в ряде лабораторий, контроль безопасности при производстве, а также особые требования к сырью и к работе поставщиков, производителей, транспортировщиков, упаковщиков и других лиц, участвующих в производственном процессе. Для Украины данная система стала приоритетной в марте 2013 года.
ВЫВОД
И России, и Украине есть куда стремиться и есть от кого брать опыт. Успехи европейских и американских коллег следует брать за основу. Важными составляющими при этом являются работа с людьми, их просвещение и вовлечение в рыночные процессы. Незнание закона не только не освобождает от ответственности, но и не защищает от возможных проблем.
Читайте также: