Российское село, несмотря на рапорты чиновников об успехах импортозамещения и якобы о растущей господдержке, переживает очень непростые времена. Эксперты констатируют факт – российская деревня стремительно вымирает. Сельские территории беднеют и деградируют, а власти просто не понимают или не хотят понимать масштаб надвигающейся катастрофы. Для объединения неравнодушных людей к будущему российского крестьянства было создано Общественное Движение “Федеральный сельсовет”, которое готово взять на себя функции переговорной площадки между властью и народом. Возглавил его известный уральский фермер Василий Мельниченко. В интервью Российскому аграрному агентству Василий Александрович рассказал о том, что не успел сделать император Александр II, откуда взялось нынешнее протестное движение фермеров и почему «колхозник» сегодня звучит гордо.
Организатора «тракторного марша» могут довести до банкротства |
Василий Александрович, общественно-политическая ситуация в стране резко накаляется: дальнобойщики, фермеры, теперь еще протесты «молодежной» оппозиции. Почему именно сейчас все сошлось?
Протесты фермеров идут уже долго, и их причина – незавершенная земельная реформа. В свое время она была проведена исключительно формально. Возникла неразбериха с распределением земли. В каждом регионе среди чиновников и сотрудников правоохранительных органов появились «серые кардиналы» - скрытые латифундисты. Которые земли захапали, а распоряжаться ими из-за скудности ума и отсутствия опыта толком не могут. На Юге России и в Центральном Черноземье уже вспыхивают конфликты между землепользователями и землевладельцами. И поверьте, для остальных регионов страны это вопрос ближайшего будущего.
Увы, нынешний политический курс благосклонен к латифундиям. Власть как в советские годы заболела «гигантоманией» и нацелилась на создание крупных агрохолдингов. И часто небескорыстно. Очевидно, что в нынешних условиях это неверный путь. Этим «монстрам» ведь не нужны люди на селе в таком количестве, их не интересует социальное будущее деревни. А людям на селе нужна работа и возможность эффективного сбыта своей продукции с учетом рационального использования земель.
Давайте попробуем сравнить Россию с опытом наших соседей – восточно-европейских стран (Польша, Венгрия, Болгария и т.д.), мы в одно время с ними начинали свои земельные реформы. Посмотрите, как они нас обогнали! Польша производит сельхозпродукции больше, чем Россия. Хотя у нее используется всего 19 миллионов гектар – это примерно столько, сколько есть земли в некоторых крупных российских агрохолдингах! И какова отдача, какова польза от них? Италия, фермерская страна, производит в 2,5 раза больше продуктов питания, чем Россия. Обратите внимание, в Италии есть важное ограничение: средний надел земли хозяйства там 4,7 гектар.
Общество пытается достучаться до верхов, но сделать это непросто. Поэтому и начинаются общественные протесты.
Восточноевропейские аграрии сегодня живут лучше, чем российские?
Читайте также Росстат: Количество фермерских хозяйств в России сократилось на 46% Спецпроект Фермерство |
Конечно! Восточноевропейские страны в 90-х годах были с нами в равных условиях. Но они сделали упор на развитие мелких форм хозяйствования, как в свое время «продвинутые» европейские аграрные державы. И за 20 лет они тоже достигли внушительных результатов. Привили в обществе уважение к крестьянству, наделив людей землей. В результате, деревни и села сохранены, сельчане имеют приличную зарплату. Там хозяин, скажем, семи гектар, богаче чем российский фермер с 200 гектарами. Это прямой результат государственной политики.
Вы выступаете с программой широких экономических реформ. Но какой основной тезис ваших выступлений? Извечный российский вопрос: «Что делать?».
В первую очередь, нужно довести до логического завершения земельную реформу, начатую еще Александром II. Задача тогда стояла простая – наделить крестьян землей, чтобы они жили в достатке. 157 лет прошло, а мы так и топчемся на месте.
Необходимо ограничить право владением земли на одну семью, на одно лицо. Не допустить, чтобы формировались монстры с миллионами гектар земель. А пока наши некоторые агрохолдинги имеют в своем владении территории размером с половину Брянской области. И что это дает россиянам?
Люди, проживающие на таких территориях, подпадают в полную зависимость от агрохолдинга. Это вообще один шаг до крепостного права.
Вновь обратимся к опыту развитых сельскохозяйственных стран. Далеко ходить не надо. В той же Италии человек может владеть не более 4,6 гектаров земли, в Японии – не более 3 гектар. А остальное можно брать в аренду у земельных комиссий, состоящих из представителей народа и власти. Таким образом, они помогают хозяевам, а не помещикам. Почему нам так не сделать?
Пока на нас капал золотой нефтегазовый дождь, мы забыли о самом главном – о продуктах питания. В результате человек на селе потерял очень многое. Теперь ему в среднем до ближайшей больницы 84 километра, до ближайшей школы – 24 километра, до ближайшего детского сада – 17 километров. И до них надо еще доехать по нашим замечательным дорогам.
Такого унижения крестьяне Европейской части России давно не испытывали. К примеру, многие небольшие свиноводческие хозяйства лишились своего поголовья свиней под предлогом их уязвимости перед африканской чумы свиней. Вырезали подчистую. А свиней больших агрохолдингов, напротив, - не тронули. Как будто у них АЧС нет.
И крестьяне пытаются защищаться. Пока просто тракторный марш, а что будет дальше? В фермеры, вопреки некоторым стереотипам, часто идут люди умные, предприимчивые, с высшим образованием. Им ничего не будет стоить бороться теми же методами, какие применяются к ним. Мы все помним 1906 год, когда за непродолжительное время 2000 помещичьих усадеб сгорели дотла. Это была «ответка» за притеснение крестьян.
Как по вашему мнению будут развиваться дальнейшие события с протестами?
Власть и фермеры в ближайшее время должны обязательно сесть за переговоры. Государство должно понять, что России нужны хозяева, а не помещики. Зачем в очередной раз доводить то противостояние, которое снова есть в обществе, до общероссийской трагедии? Для поисков путей компромисса мы и создали нашу общественную организацию, чтобы убедить власть и народ сесть за длиннющий стол переговоров и решить на месте существующие проблемы с пользой для всей страны. Пока мы не решим этих вопросов, никакого импортозамещения не будет.
А чем нам заменить зарубежные фрукты и овощи?
Мы можем производить сами. Но наша неразумная аграрная политика тормозит страну. Плодороднейшие земли юга и юго-запада европейской части засевают зерном, а овощи и фрукты никого не интересуют. Кто-то убедил себя в том, что мы можем стать зерновой державой. И если от продажи зерна отдельные хозяйства получают хорошие деньги, то давайте, дескать, все засеем. Но прошлый год и внезапное турецкое «эмбарго» в этом году нам очевидно показали, что это не выход.
Мощь сельского хозяйства заключается в разнообразии, в эффективности и кооперации. Мы бы никогда не допустили вырубки фруктовых садов, даже заброшенных, если бы эффективно с помощью кооперации собирали урожай и продавали его в городах. В условиях юга России фрукты всегда дадут больше прибыли, чем пшеничное поле. Увы, зерно стало сиюминутной выгодой. К тому же само государство весьма скептически относится к виноградарству и целому ряду других направлений.
Читайте также |
Те, кто завозит продукты питания из-за границы, пытаются не допустить внутрироссийской конкуренции, это очень сильное лобби. Продавая нефть и газ за границу, в ответ можно за бесценок скупать продукты питания и кормить всю страну. Кто захочет отдавать такой бизнес? Поэтому пока такие «аппетитные» отрасли как овощеводство, производство ягод, ореховодство, виноградарство вынуждены так и существовать в зародыше. Потому будут повышать стоимость энергоносителей, чтобы было сложно владеть теплицами и развивать частный тепличный бизнес.
В целом, удалось получить результат от взаимодействия с властью по текущим вопросам? Власть выходит на контакт?
Да, власть вышла на контакт, но компромисса пока нет. Да, конечно, наш президент подписал поручения (от 6 мая 2014 года), которые благоволят развитию села. Он дал поручения своим подчиненным, губернаторам краев и областей, главам республик. На развитие местных сельских сообществ выделили колоссальные средства. Но проекты эти развиваются очень тихо и медленно. Фермерские хозяйства большинства регионов страны чаще всего не знают о социальных программах. Исключениями являются, разве что, Чеченская республика и Ульяновская область. Зависит от руководства на местах. Там в рамках данной программы уже выделяются средства на улучшения жизни на селе, строятся выгодные для сельского хозяйства объекты. Но все равно очень слабо идет кооперация между фермерами и общественным активом. А это основа. Весь мир на кооперации живет, особенно мир поселков и сел. Иначе мы ничего не сможем. Да, министерства об это проблеме много говорят, но как делать – не знают.
Но, тем не менее, когда мы начали «кричать», нас «услышали».
В массовом сознании многих россиян закрепилось пренебрежительное отношение к сельскому хозяйству. Одно слово «колхозник» чего стоит. Понимаете, какая у этого слова коннотация. Или взять знаменитое выражение, что «сельское хозяйство – это черная дыра». Это исправимо?
Даже сейчас уже это далеко не так. Все больше людей понимает, что сельские территории более комфортны для жизни, чем городские. Даже горожане хотят работать в офисе, но жить в домике, окруженном садом, и желательно на берегу какого-нибудь живописного водоема. Вокруг городских агломераций растет поселки. Многое зависит, конечно же, от создания общественного мнения. Нужно чтобы наши средства массовой информации, особенно телевидение, демонстрировало людям примеры успешной деятельности на земле, примеры семейных ферм, садов и т.д. И тогда многие задумаются. Что охранник Борис в большом городе получает 30 тысяч за месяц, а какой-нибудь фермер Игорь и его жена Катя – под 500 тысяч чистой прибыли. И если у них получилось создать прибыльное фермерское хозяйство, то почему у обычного телезрителя это не получится? Такая информация будет нести созидательную мотивацию в отличии от того засилья праздного шоу-бизнеса, которое мы круглосуточно наблюдаем сегодня.