В ЮФО растет потребление алкогольных напитков, однако продажи легального вина, водки, виски и коньяка падают. Такой парадокс эксперты объясняют увеличением домашнего самогоноварения и незаконной торговлей спиртным. Виноделы в этих условиях оказываются в безусловном проигрыше, пишет Российская газета.
— В кризис всегда однозначно растет потребление алкогольной продукции, — говорит директор Центра по изучению федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. — Статистика нам это наглядно подтверждает. Существует несколько факторов, которые также влияют на ситуацию. При снижении покупательской способности и одновременно возросшем спросе на алкоголь логичным процессом на рынке становится развитие несанкционированной торговли вином и водкой. Ну и, конечно, люди начинают чаще делать самогон и различные настойки в домашних условиях. Причем сектор нелегального и суррогатного алкоголя сейчас просто огромен, до двух третей от всего рынка. По приблизительным подсчетам, если в 2010 году в России выпили около 1,5 миллиарда литров крепкого алкоголя, то в 2015-м эта цифра составила порядка 2,1 миллиарда литров, причем уже 900 миллионов из них пришлись на нелегальный суррогатный алкоголь.
Акцент:
« Сектор нелегального и суррогатного алкоголя сейчас просто огромен
— он составляет до двух третей всего рынка »
По данным Центра по изучению федерального и региональных рынков алкоголя, последние пять лет в ЮФО также наблюдалось устойчивое снижение потребления легальных вин и крепкого алкоголя. Если в 2010 году на игристые вина пришлось 1,3 миллиона декалитров, то в 2015-м — 1,2. Пять лет назад водки на юге России выпивали 5,6 миллиона декалитров, сейчас — 3,3. Такую тенденцию эксперты связывают с тем, что «одеяло» перетащила на себя сфера нелегального алкоголя.
— Негативно могут также повлиять на легальный винный рынок недавние морозы, которые обрушились на Кубань.Хоть и непродолжительные, они могут сказаться на будущем урожае винограда, — считает гендиректор одного из крупнейших в регионе предприятий по производству вин и коньяков Петр Романишин. — В прошлом году импортозамещение оказало определенное положительное воздействие на продажи отечественного вина, но будет ли эта тенденция сохранена в 2016 году, сейчас сказать не беремся. Учитывая общие тенденции в экономике страны, у нас есть два плана действий наготове. Худший сценарий — не упасть. Лучший — умеренный рост.
Падение продаж и у крупнейшего производителя вин в России, компании «Абрау-Дюрсо». Этому предприятию прошлось особенно тяжело в минувший год, поскольку оно специализируется исключительно на выпуске игристых и тихих вин и не производит крепкие спиртные напитки. А именно спрос на вина упал больше всего.\
— Как и для всех в России, прошедший год был для нас непростым, — рассказывает президент винного дома Павел Титов. — Особенно сложным оказался последний квартал, поскольку на него традиционно приходятся основные годовые продажи. Но в этот раз они даже перед праздниками упали по сравнению с прошлым годом. В натуральном выражении — на восемь процентов в третьем квартале и на 15 — в декабре. Осенью мы еще предполагали сохранить объем продаж на уровне 2014 года (27,4 миллиона бутылок), но, к сожалению, надежды не оправдались. В целом в 2015 году продано на семь процентов меньше, 25,5 миллиона бутылок. Причин несколько. Это не только снижение потребительского спроса, но и технические и логистические аспекты. Например, нежелание оптовиков и розницы в декабре брать на склады большое количество продукции из-за опасений перебоев в работе Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС).
По мнению участников рынка, за последние пять-семь лет винодельческая отрасль юга России совершила огромный рывок вперед по качеству и ассортименту продукции. Зарубежные специалисты признают, что российское вино и шампанское соответствует мировым стандартам. Однако потребители стали экономить на тех товарах, которые покупаются ради удовольствия. К ним относится хорошее вино, считают эксперты. По данным крупных торговых сетей, наибольшим спросом даже в праздничные дни пользовалась недорогая продукция, вина по цене 300 — 400 рублей за бутылку. Качественный, но более дорогой товар оставался стоять на полках.
Если говорить о прогнозах на этот год, то виноделы юга России считают, что чудес ожидать не стоит. Виноделы настроены на выпуск доступного вина для беднеющего населения и хотят максимально сохранить качество этого продукта в кризис. По сравнению с другими регионами России южные производители имеют здесь значительное преимущество, поскольку обладают собственной мощной сырьевой базой и сами выращивают виноград.
Читайте также: