Нелегальный алкоголь занимает от 30 до 40 процентов всего рынка спиртосодержащих напитков в России, сообщает «Интерфакс».
Центр развития потребительского рынка (ЦРПР) «Сколково» и центр социального проектирования «Платформа» провели исследование, которое выявило, какой объем алкогольной продукции изготавливается и продается по теневым схемам и каков качественный состав контрафакта. Как рассказала прессе глава ЦРПР Елена Чо, на нелегальном рынке доминируют крепкие алкогольные напитки. Эксперт объясняет это их высокой рентабельностью. Чо подчеркивает, что произошло сокращение теневого рынка: ранее его доля доходила до 59 процентов.
Тенденцией последнего времени стало появление нелегального рынка пива. Как правило, он состоит из неучтенной продукции. Ранее такого процесса специалисты не наблюдали. В Высшей школе экономики подсчитали, что 10 процентов розничных продаж пива – это та самая контрафактная неучтенка.
Специалисты Росалкогольрегулирования, анализируя алкогольный рынок, отмечают, что в нем есть два ответвления: контрафактный алкоголь и незарегистрированное потребление. Второй сегмент - это, например, самогон, который население изготавливает для собственного удовольствия, а не для продажи, и суррогаты - аптечные настойки и бытовая химия. Несмотря на всю его сомнительность, его нелегальным назвать нельзя.
Трендом последнего десятилетия эксперты называют сокращение производства алкоголя. Так, ликероводочных изделий и других крепких напитков стали изготавливать на 24 процента меньше (2018 год - 101,3 миллиона декалитров); пива - на 32 процента (774,7 миллиона дал); выпуск слабоалкогольных напитков сократился чуть ли не вдвое, на 84 процента (6,8 миллиона дал). Параллельно растут цены на этот вид продукции и доля акциза в структуре цены в рознице. Именно этим объясняется спад производства в отрасли.
Читайте также:
Алкоголь и сигареты выпали из топ-5 самых популярных товаров в РФ