До конца текущего года цены на дизельное топливо и другие виды горючего в России могут вырасти на семь-десять процентов. Как сообщает радио Sputnik, такой прогноз озвучил эксперт по транспорту московского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Вячеслав Белобжецкий.
Специалист назвал несколько предпосылок для этого. Прежде всего, он напомнил, что все цены на все товары на сегодня находятся под сильным инфляционным давлением. Правительство и Центробанк пытаются решить эту проблему разными способами. Однако эксперт отметил, что в случае с топливом не решает проблему даже целый комплекс мер. Это подтверждает, в частности, незначительный рост цен на некоторые позиции распространённых видов горючего и других специализированных нефтепродуктов (мазут, сжиженные углеводородные газы и т.д.) на Санкт-Петербургской бирже. Отметим, что такая ситуация наблюдается почти каждый день. Другой проблемой Белобжецкий назвал высокие мировые цены на нефть. Они традиционно давят и на российский рынок. При этом он отметил, что следует учитывать и сезонный фактор. Специалист напомнил, что весной стоимость дизельного топлива меняется как раз из-за начала посевных работ, когда оно активнее всего применяется. Естественно, добавим, что на это влияет растущая активность автомобилистов и других водителей, которые всё чаще начинают выезжать, например, на природу. Ещё одним фактором эксперт назвал недавние атаки украинских бесплотников на автозаправки и нефтяные предприятия. По его мнению, хотя последствия этого в рознице пока не сильно заметны, в ближайшее время они могут отразиться на ценах. Также отметим, что они могут в любой момент повториться.
Напомним, что проблемы с горючим в России начались летом прошлого года. Тогда в южных, а затем и других регионах страны цены на них значительно выросли, и стал наблюдаться локальный дефицит продукции. Вначале Минэнерго объяснило эту ситуацию сложностью с доставкой из-за туристического сезона, но по его завершению проблема не решилась. Оказалось, что причиной стал искусственный дефицит из-за закрытия автозаправок и «серого» экспорта (вывоза за границу по ценам выше чем те, по которым закупалась продукция). Объёмы последнего власти, в частности, оценили в несколько миллионов тонн. Нарушители были выявлены и наказаны. В сентябре Правительство и нефтяные компании договорились о бесперебойном обеспечении топливом сельхозпроизводителей и других потребителей. Власти увеличили нормативы бензина и дизеля на биржу с ранних 13 и 9,5 до 15 и 12,5 процентов соответственно. В октябре введён временный запрет на экспорт автомобильного бензина. Исключение сделали для поставок дизтоплива по трубопроводам в морские порты для производителей, которые поставляют на внутренний рынок не менее половины этой продукции. Однако уже 17 ноября он был отменён для недопущения разгрузки нефтеперерабатывающих заводов и сохранения высокого уровня производства топлива. Было принято и решение вернуть коэффициент для определения топливного демпфера (компенсаций нефтяникам) с 0,5 до 1. Кроме того, для компаний, которые не являются производителями топлива, экспортная пошлина на нефтепродукты была также повышена с 20 до 50 тысяч рублей за тонну. В российской антимонопольной службе (ФАС) отметили, что такая мера позволит стабилизировать цены на топливо в стране и сформировать дополнительные объёмы необходимого горючего для фермеров и других потребителей. Самому регулятору было поручено отслеживать стоимость горючего во всех сегментах продаж. Также в январе текущего года президент России Владимир Путин поручил разработать новые меры для стабилизации цен на топливо и обеспечения достаточного объема для сельхозпроизводителей. Благодаря этим мерам цены на топливо в стране начали периодически падать, но по-прежнему находятся на уровне выше чем весной прошлого года.