В рубрике «Колонка эксперта» Национального аграрного агентства – к.т.н., управляющий партнёр консалтинговой компании «Агромиля» Дмитрий Мирончиков.
- В последние годы отмечается тенденция на укрупнение производителей молока. Этому способствует несколько факторов: доступность кредитных средств, дефицит трудовых ресурсов и проблемы инфраструктуры в сельской местности. По данным «Союзмолоко», топ-30 крупнейших производителей молока произвели в 2024 году 17% товарного молока в стране против 8% десятью годами ранее. С точки зрения земельных ресурсов всё выглядит ещё более очевидно. По данным BEFL, топ-10 крупнейших землевладельцев страны нарастили свой земельный фонд до 7 млн. га против 4 млн. га за последние десять лет.
Исторически у производителей молока сложилось мнение, что в переработке и рознице доходность гораздо выше, чем у аграриев. Это привело к тому, что в последние пару лет многие ведущие производители сырого молока стали задумываться о создании собственной переработки как дальнейшем шаге своего развития. Но так ли всё очевидно? Постараюсь изложить своё видение по данному вопросу и оценить последствия данного шага.
Начнём с рынка готовой продукции (b2c). Можно смело утверждать, что розничный рынок Российской Федерации развивается по лекалам западной розницы. Доля сетевого ритейла с 2010 года выросла с 27% до 53% по данным AC Nielsen. Основной рост в последние годы – формат минимаркетов и дискаунтеров, с ограниченной ассортиментной матрицей. При этом доля производства молочных продуктов под собственной торговой маркой сетей, по данным аналитики их продаж, в некоторых категориях уже выросла до 30 % и будет расти дальше. Соответственно, «войти» в такой формат очень сложно, и удивить сеть новинками крайне трудно.
Самый очевидный путь – привлекательное ценообразование, то есть работа с минимальной маржой, что, безусловно влияет на окупаемость проекта. Второй вариант – контрактное производство под торговой маркой сети, но и здесь при экономии на маркетинге и брендировании, а также при прогнозируемом объёме производства высокой маржинальности не просматривается. Третья опция – производство уникального инновационного продукта. Но для этого надо понимать, что издержки на разработку технологии и бренда на старте будут колоссальными, а результат не очевиден. По общему мнению, не более 10% новинок оказывается успешными. Остается четвёртый вариант – производство фермерского экологичного продукта (в первую очередь, в сырах), этот путь мне представляется экономически обоснованным. Но ёмкость данного рынка мала, и ожидать большого объёма переработки не приходится. Также при выборе данного пути основные каналы сбыта – маркетплейсы, службы доставки, либо собственная розница, что также несёт дополнительные издержки и риски устойчивости бизнеса.
По моему мнению, все «промышленные» проекты переработки, реализованные производителями сырого молока в последние годы, направленные на канал b2c, нельзя считать успешными и эффективными. Поэтому, прежде чем идти в переработку, я бы рекомендовал производителям молока очень чётко понимать каналы продаж, ценность создаваемого бренда и окупаемость таких инвестиций.