В Национальное аграрное агентство обратился Юрий Тюльпаров из Адыгеи, яблоневые сады которого на 70% пострадали от прошедшего на прошлой неделе града. Его компания ООО «Юмикс» является самым большим в республике и одним из крупнейших в ЮФО сельхозпредприятием по выращиванию яблок. Бизнесмен развивает своё хозяйство более 30 лет. Так получилось, что последние несколько лет он борется с противоградовой службой, которая, в свою очередь, борется с градом.
Речь идёт о ФГБУ «Краснодарская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы». В поле деятельности организации находится южно-предгорная зона Краснодарского края и Адыгея – в общей сложности почти 900 тысяч га. Против града специалисты используют ракеты с реагентами (частицами йодистого серебра), которые предотвращают появление опасных осадков. Такой метод уменьшает ущерб от градобитий в 5-6 раз, а экономический эффект от защиты «Краснодарской ВС» составляет до 1550 миллионов рублей в год, говорится на сайте службы. Но Тюльпаров потерял за 15 минут града более 220 млн рублей и, как утверждает, именно из-за действий данной организации:
- Я веду наблюдение в течение 12 лет, и результаты неутешительные. Они испортили климат Адыгеи. «Градовики» говорят, что защищают нас от града, мы говорим им, тогда почему у нас каждый дождь всё равно идёт с градом. Они же, как мантру повторяют: если бы мы не стреляли, вас бы вообще с землёй смешало. Но в нашей зоне предгорной всегда образовывались градовые облака над нашим хозяйством и если их не трогать, они никогда не высыпали. Их уносило, может за 500 км, а может за 1000.
Директор яблоневого хозяйства отмечает, что в прошлом году противоградовые стрельбы были запрещены, и ему удалось собрать огромный урожай. «У нас очередь выстроилась из «Магнитов» и «Пятёрочек», фуры по всей России возили наши яблоки. Вот, не стреляли и мы не получили ни одного града», - вспоминает он. По его словам, раньше с «градобойщиками» удавалось договариваться, чтобы те не стреляли в сторону его хозяйства, однако с новым руководством прийти к компромиссу не получается. «Нынешние потери мы ещё выдержим, но если они продолжат стрелять, то два таких года и предприятие можно брать «голыми руками». У нас одних кредитов на 400 млн», - резюмировал наш собеседник.
Недавний град также нанёс серьёзный урон соседнему с Тюльпаровым садоводческому хозяйству. Директор ООО «СХП «Аракс» Наталья Аганян рассказала об ущербе в 27 млн рублей. Она тоже считает, что в сложившейся ситуации виновата противоградовая служба. «Как только пушки стреляют, у нас бывает град. А когда у них был запрет, то и града не было, и мы были с урожаем», - сказала она.
За разъяснением ситуации мы обратились в саму «Краснодарскую ВС». Вот что нам сказал начальник организации Иван Фокин:
«Нашей вины там нет никакой. Мы не можем вызывать град. Есть ошибочное мнение, что тот град, который в облаке возник, мы его разбиваем. На самом деле, с ним уже ничего невозможно сделать – он выпадет. Мы предотвращаем образование нового. Хозяйство Тюльпарова находится на границе досягаемости наших ракет. Его бьёт град, который подходит уже готовый. И он не хочет, чтобы мы его защищали, чтобы раньше начали засевать это градовое облако и остановили град на подходе к его хозяйству. В тоже время другие хозяйства, наоборот, об этом просят. А «Аракс» мы вообще не достаём. Они от нас в 15 км, а ракета максимум может пролететь 10 км».
Глава Минсельхоза Адыгеи Анзаур Куанов сказал по телефону, что министерство готово ответить на официальное обращение. Запрос на имя министра сегодня нами был направлен.