Ранее СМИ уже писали о страшной ситуации, как в Сочи по нелепым обвинениям пытаются снести Приют для престарелых, а также уничтожить православных меценатов, пожертвовавших под богоугодное дело свою родовую землю. А сегодня федеральное сетевое издание «Блокнот» опубликовало интервью с Суреном Эксузяном, который, собственно, подарил государству участки и организовал строительство всего этого комплекса. Отвечая на вопросы журналиста, Эксузян был вынужден рассказать некоторые новые подробности этого дела.
Как говорят эксперты, общественное мнение вокруг Приюта Святого Иоанна Предтечи сложилось настолько однозначное и крепкое, что любые попытки сломать людей через колено могут иметь для Кубани непредсказуемые последствия. Последние события в аэропорту Дагестана показывают, насколько непредсказуемо может быть поведение людей в ситуации такой перманентной напряженности. А попытки уничтожить Приют для престарелых и его основателей, по мнению большинства экспертов, являются самым коротким путём к разжиганию ненависти к «рейдерам». Вспыхнуть может мгновенно, а кто будет тушить пожар и отвечать за последствия?
В случае появления новых подобных «народных возмущений» руководству страны придётся опять затрачивать свои ресурсы и силы на то чтобы успокоить в людях задавленное чувство справедливости, как подчёркивал Президент страны. Публично наказывать тех, кто своими действиями спровоцировал народную волну, будь то церковные или светские чиновники. И чем выше будут чины наказываемых, тем более благосклонно это воспримет население. Руководство страны и чиновники сегодня сами это прекрасно знают. И поэтому мы искренне не понимаем, кому выгодна эскалация конфликта вокруг зданий православного храмового комплекса в такое непростое время. Тем более что он построен местными жителями на подаренном ими земельном участке.
«Сочинский инквизитор»: для чего епископ Герман опять раскалывает православное сообщество Кубани? – так называется свежий материал наших коллег. Чувства сотен верующих оскорблены поведением архипастыря, говорят журналисты.
Последние публичные выступления Германа спровоцировали очередной скандал на Кубани. Причем все это идет на фоне той репутации, которая сложилась у него после Ейска, Кущевки в том числе с «отжатием» там детского приюта предназначенного для будущих кадетов. Но на самом деле обиженных Германом простых мирян гораздо больше. И как раз об этом пытались поговорить журналисты «Блокнота» с обвинённым на этот раз, благотворителем приюта для престарелых и храма в «Сириусе» Суреном Эксузяном.
Приведем выдержки из этого материала:
- После скандального комментария Епархии со ссылкой на телеграм-канал Readovka, вы на странице своего Фонда опубликовали еще одно обращение. Можете прокомментировать нам свою позицию по захвату Приюта и опубликованные обвинения Епархии в ваш адрес?
- Действительно, после публикации официального комментария Епархии я посчитал своим долгом направить ещё одно открытое обращение к епископу Герману, где призвал его к порядочности и честности . И мне особо нечего добавить к тому, что я уже написал.
- Вы сами - воцерковленный христианин. Не переживаете ли вы, что такое поведение Епархии и вся эта история негативно отразится на авторитете Церкви на Кубани?
- Безусловно переживаю. Именно поэтому в своём первом видеообращении к Президенту и Патриарху я коснулся лишь внешней стороны вопроса. Постарался сделать это максимально корректно, несмотря на то, что задолго до иска о сносе знал о том, что «ноги растут» именно из епархии.
И только после первой публикации официального комментария пресс-службы Сочинской епархии, подхваченного региональными и федеральными СМИ, где епископ Герман публично оклеветал социальный проект, меня и мою семью, я был вынужден принять его «приглашение» выйти в открытое пространство.
С того момента и появились два открытых письма в адрес епископа Германа (в ответ на два комментария его пресс-службы) и второе видеообращение в адрес Святейшего Патриарха, которое касается ответов на публично поднятые епископом Германом вопросы.
Никогда не предполагал, что придётся давать такого рода интервью. Обычно все сложные, спорные вопросы решаются внутри Церкви, и мне, как её чаду, больно говорить об этом публично. Признаться, я не понимаю для чего епископ затеял это. Подчёркиваю, это не мой выбор. Мне лишь пришлось ответить на два публичных комментария пресс - службы Сочинской епархии. Если будет ещё заявление – значит, опять придётся публиковать свой ответ.
- А что касается всех этих обвинений-инсинуаций в отношении земли, которую вы подарили, и созданного вами фонда для строительства Приюта…
- Я готов ответить на каждый пункт обвинений и дать все необходимые пояснения.
Не предполагал, что придётся «оправдываться» в том, что отдал свою родовую землю и на законных основаниях построил на ней православный приют для престарелых людей с четырьмя домовыми храмами и храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя. В силу значимости храмового комплекса, его строительство не обошлось без поддержки Президента страны и благословения двух Патриархов (естественно, в разное время).
Повторюсь, не думал, что придётся оправдываться и тем более раскрывать, как вопреки благословению Церкви, епископ Герман подтолкнул администрацию федеральной территории «Сириус» на захват этих зданий под видом искового заявления о их сносе.
По сути, в двух комментариях Епархии дважды повторяется ложный тезис — что они якобы не имеют отношения к захвату приюта. При этом пресс-служба Сочинской епархии неосторожно заявила, что снос зданий не планируется. Возникает вопрос, — откуда у них такие сведения, и какова тогда настоящая цель судебного иска?
Утверждение епископа о том, что он не имеет отношения к захвату приюта противоречит тому, что я лично знаю от людей. Не понимаю, как вообще в таких «деяниях» можно рассчитывать на конспирацию, когда такое свершается в сравнительно небольшом городе. Даже если это вновь образованная федеральная территория.
К тому же, повторюсь, нас с епископом объединяет общий круг людей, окружавших его все эти годы.
- В прессе появилась информация от других священников, которые тоже готовы высказаться, подтвердить правдивость ваших слов в отношении епископа Германа. Слышали об этом?
- Ко мне такие обращения тоже поступают. Хотя я не просил об этом. У меня и так достаточно доказательств. Но, зная меня и мою историю ещё со времён митрополита Исидора, они решили не отмалчиваться. Так что Вы правы, информация абсолютно на поверхности.
Но в первую очередь это доказывает и сам епископ, который публикует откровенно заказные обвинения в мой адрес и в сотрудничестве с известными службами рассчитывает убрать меня в качестве преграды.
Жёсткие, порой даже жестокие методы «правления» епископом Германом своей паствой следуют за ним из Ейска. Мы помним о плачевных последствиях этого – от настоятеля храма Иоанна Богослова станицы Кущевской протоиерея Николая Запорожца и его супруги до созидательницы и устроительницы Троице-Георгиевского женского монастыря г. Сочи игумении Анастасии (Михалко).
На счету епископа Германа – содействие расколу Церкви, когда в результате такого же рода «методов» его давления, оказавшийся слабым клирик Ейской епархии архимандрит Серафим (Кошель) вместе со своей общиной ушёл из Церкви в раскол.
Стоит добавить, что за сравнительно короткий период правления им Сочинской епархией уже четыре священника добровольно сложили с себя священный сан. Конечно, это их не красит, но, позволю себе заметить, они были не плохими священнослужителями.
- В своём видеообращении вы упомянули с какой заботой о своей пастве Патриарх Кирилл выступил на Архиерейском совещании 19 июня 2023 года. По Вашему мнению, это был посыл именно для епископов...?
- Убежден, что именно так. Мне сообщили, в каком шоке епископ вернулся с Архиерейского совещания, где Святейший Патриарх, действительно обратился к архипастырям с содержательнейшим посланием, наполненным мудростью. В том числе просил не «княжить» над вверенной им паствой. И я понимаю реакцию епископа Германа, ведь его правление епархиями, как показали события, основывалось именно на княжении. Как в Ейске, так и в Сочи.
Подобное отношение проявлялось как к простым мирянам, так и к представителям власти. Так, с первых своих шагов в качестве руководителя Сочинской епархии он пригласил для встречи председателя Городского Собрания города Сочи в храм Преображения Господня, где в тот день возглавлял богослужение.
Прибыв на встречу за пятнадцать минут до назначенного времени, глава городской Думы проследовал в основной зал храма, где в тот момент епископ Герман обращался к молящимся с архипастырским словом.
Каково же было наше удивление, не говоря о самом председателе Городского Собрания, когда, указывая на него с амвона, в присутствии многочисленных прихожан и гостей, епископ сказал буквально следующее: «Смотрите, как представители власти опаздывают на богослужение!».
При этом подчеркну, что председатель Городского Собрания пришёл на встречу за пятнадцать минут до назначенного епископом времени.
Последующую реакцию и отношение к подобному поступку епископа, как со стороны присутствующих так и со стороны самого «обвинённого», комментировать воздержусь...
Как и в случае с Алексеем Ж., произошедшим на моих глазах 29 августа 2022 года. Это молодой человек с высшим образованием, окончил с отличием юридический факультет Кубанского государственного аграрного университета. На протяжении многих лет он безвозмездно помогает прихожанам храма, консультирует по правовым вопросам. Несмотря на свой молодой возраст, он был награждён митрополитом Исидором медалью Великомученицы Екатерины II степени. В Престольный праздник, по обычаю, в алтаре после причастия духовенства, он брал у епископа Германа благословение. В этот момент Алексея позвали, и он невольно повернул голову в сторону. В ответ на это епископ отчитал его за то, что Алексей позволил себе посмотреть в сторону и этим якобы унизил архиерейский сан, после чего рекомендовал Алексею идти и мыть полы в алтаре.
Все наблюдавшие за этим со стороны, в том числе и я, были шокированы. О каком привлечении молодёжи в храмы, можно после этого говорить? Ведь Святейший Патриарх подчеркнул, что молодёжь в храм «строгими глазами и сморщенным лбом не привлечёшь»…
По своем возвращении из города Анапы в начале октября епископ устроил настоящий разнос духовенству, обвиняя их в том, что они ничего не строят и тем самым «подставляют» его...
Тут можно не согласиться с епископом. Насколько мне известно, для того Святейший Патриарх и благословил умножение епархий, чтобы епархиальные архиереи личным примером способствовали росту количества храмов и монастырей, развивали приходскую и общинную жизнь церкви. Встали рядом с её тружениками, что называется, «в поле», а не отгораживались от них закрытыми дверями тёплых кабинетов. Условно говоря, «генерировали» деятельность церкви на местах. В этой связи главный спрос с руководителя епархии, а не с духовенства, которое должно следовать его примеру.
Помню, как первое заседание отдела по развитию работы с молодёжью вновь образованной Сочинской епархии возглавил уж совсем начинающий священник. На его долю выпало разработать план работы отдела с тем, чтобы представить в соседний кабинет секретарю епархии, а он, в свою очередь, представит план архиерею. При этом сам архиерей сидел в своём рабочем кабинете по соседству и ждал доклад.
Когда по итогам совещания епископ Герман узнал, что участники помогали священнику составить план, то объявил ему выговор и освободил его от должности.
Для чего тогда понадобилось возлагать на молодого священника первичную настройку работы отдела и собирать для этого активных помощников настоятелей храмов - можно только догадываться.
Так и в вопросе строительства храмов – какой смысл перекладывать ответственность, когда сам руководитель епархии не идёт дальше того, чтобы сидеть в кабинете и дожидаться доклада?
При этом он с первых шагов заступления на кафедру убрал самых активных священников. Протоиерея Алексия Стаднюка, построившего храмовый комплекс в центре Адлера и организовавшего приход в густонаселённом районе «Чайсовхоз», перевёл в крохотный храм на кладбище.
Игумению Анастасию (Михалко), которая основала единственный в городе женский монастырь, за короткий период времени построила восемь храмов и корпуса, с интригами и скандалом лишил должности. На моих глазах 1 октября 2019 года её вывели из кабинета епископа Германа под руки. Впоследствии, живя уже вне стен обители, которую она создала с нуля, игумения скончалась.
К слову, просьба администрации и общественности города Сочи благословить захоронение игумении рядом с её матерью инокиней Серафимой, епископом Германом так и не была услышана.
Епископ категорически отказал в возможности даже провести отпевание игумении в одном из монастырских храмов. Тогда, по настоянию греческого населения города, гроб с игуменией был привезён для отпевания в ближайший к монастырю приходской Свято - Георгиевский храм села Лесное Адлерского района.
Прощание с игуменией прошло прямо у могилы на косогоре, в неподходящем для этого месте. На территории обители, среди восьми монастырских храмов и монашеских корпусов, построенных её невероятными усилиями, совсем не нашлось места для могилы основательницы этой единственной в городе женской обители. И факт этого был огромным ударом как для самой церкви, так и для населения и общественности города Сочи…
Стоит отметить что ссылка в монастырь клириков, причём даже женатых и за самые мелкие дисциплинарные провинности в нашей епархии – это обыденная практика. Есть случаи, когда после очередной такой ссылки клирики не выдерживали и уходили из епархии.
- Как верующий человек Вы разве не боитесь, ведь епископ облечён саном?
- Православная вера не учит боязни. У нас, православных, нет догмата о непогрешимости епископа. Право отстаивать свою позицию, в том числе и перед епископом, вера позволяет. Приют Святого Иоанна Предтечи и храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя построены по благословению двух Патриархов на моей родовой земле. В основе этого благого дела лежит жертва моей семьи. Моя семья ни у кого ничего не забрала, а отдала своё недвижимое имущество и вложила труды своих рук. Это позволяет мне отстаивать свою позицию перед кем бы то ни было. В то время, когда вся Церковь и наше Государство сплотились вокруг СВО, чтобы в конце концов к нам пришли мир и безопасность, епископ Герман в тылу, на федеральной территории «Сириус», разжигает рознь между местными жителями, Церковью и светской властью. Да ещё и накануне выборов Президента страны. Какой у меня остаётся выбор? Молчать и этим пособничать? Или заявлять о правде и делать всё что в моих силах для того, чтобы сохранить социальный проект, данное моей семье благословение Церкви и мир в родном городе?
_____________