О планах помочь Украине с вывозом зерна вслед за рядом других европейских стран высказалась и Греция, пишет греческая газета Ekathemirini.
Греческое Правительство уже проводит соответствующие переговоры. К ним также присоединилась Великобритания, которая «играет немалую роль в принятии решений по Украине» (цитата в кавычках – по газете). Один из возможных вариантов, которые рассматриваются на встрече – транспортировка продукции по железной дороге через Болгарию и Румынию с дальнейшей морской перевозкой в греческие Александруполис и Салоники. Информацию о переговорах также подтвердил министр иностранных дел этой страны Георгиос Герапетритис. Он заверил, что Греция готова внести свой вклад в решение проблемы с экспортом зерновых. При этом чиновник отметил серьёзность последствий от выхода России из зерновой сделки «для стран Глобального Юга», что и заставило Украину искать альтернативные пути. Также отмечается, что ранее Афины уже обсуждали этот вопрос с другими своими партнёрами из Евросоюза. Кроме того, на прошедшей в сентябре встречи Совместной координационной платформы Греция уже рассматривалась как одна из стран-кандидатов, которая поможет Украине в этом вопросе.
Однако одной из главных проблем на встрече назвали ограниченность пропускной способности железнодорожной сети на севере Греции. Причиной стали недавние наводнения на побережье Эгейского моря и острове Эвбея. Напомним, что они были вызваны прошедшим неделю назад циклоном «Элиас», который вызвал мощные ливни, серьёзно поднявшие уровень воды на улицах за несколько часов. Из-за него пострадали инфраструктура и население ближайшего города Волос. 80 процентов горожан осталось без света, около трёх тысяч жителей были эвакуированы, дорожному покрытию и некоторых объектам были нанесены серьёзные непоправимые повреждения. Для решения этой проблемы рассматривается вопрос модернизации железных дорог, например, развития линии от Александруполиса до станции Орменио, также напрямую граничащей с Болгарией и Турцией. Отметим, что последнее обстоятельство позволит облегчить развязку при перевозках и даже обеспечить дополнительный реэкспорт некоторых объёмов.
Украинские экспортёры сельхозпродукции испытывают проблемы с её перевозкой после разрыва Черноморской зерновой инициативы со стороны России. На это решение Москвы повлияли невыполнение Украиной обязательств по экспорту сельхозпродукции и «скрытые санкции» со стороны Евросоюза, США и самой Украины. Эти ограничения вводились после и по причине российской военной спецоперации на Украине и включали в себя запрет на фрахт и страхование судов, блокировку счетов российских компаний – экспортёров сельхозпродукции, отключение международной межбанковской системы обмена сообщениями SWIFT от Россельхозбанка и других крупных российских банках, отказ от сервисных услуг по сельхозтехнике и поставке запчастей. Украина же перекрыла трубопровод Тольятти-Одесса для поставки нуждающимся странам российского аммиака, сырья для производства удобрений. Однако главной причиной выхода России из сделки стали инциденты со взрывом на Крымском мосту и подрывом вышеназванного аммиакопровода этим летом. Виновными в них Россия называет киевские войска. В связи с этим она начала тщательный и длительный досмотр украинских судов на предмет перевозки вооружения и других опасных грузов. В таких условиях украинским экспортёрам сельхозпродукции стало сложнее перевозить её по Чёрному морю. Такие альтернативные варианты как перевозка грузов по Дунаю и другим европейским портам мало эффективны, так как их возможности перевалки существенно хуже чем в черноморском направлении. Ещё больше осложняет ситуацию с экспортом продовольственный конфликт со странами Восточной Европы, из-за которого они также ввели ограничения на часть украинскиъ сельхозтоваров.