Проблемы состояния дорог России и их покрытия существуют, со слов классиков, не одну сотню лет. Казалось бы, что такого — построить дорогу, которая будет служить долго? Однако если знать, что представляет современное дорожное полотно, вопрос представляется не таким уж и простым.
В разных странах используются разные технологии. Применяемый в России и закрепленный в строительных нормах способ включает 4 слоя, выполняемые каждый из своих материалов и несущий особую функцию.
Говоря о качестве дорог, чаще всего предъявляют претензии к верхним слоям, которые делаются из асфальтобетона. Применительно к дорожному покрытию эти слои отвечают за гладкость хода и долгий срок службы. Важно, чтобы асфальтобетонный слой (чаще в обиходе называемый просто «асфальт») был качественным. Посмотреть критерии хорошего асфальта и его производителя можно, например, на странице https://asphalt.mosavtobeton.ru/. Однако это далеко не единственный определяющий качество момент.
Асфальтовое покрытие — лишь верхний, финишный слой. В случае ремонта существующей дороги новый материал зачастую кладется на выровненный слой старого. Для укрепления получившегося покрытия может использоваться армирующая сетка.
Сам же асфальт кладётся на мощное основание из щебня. Функция такого основания — обеспечить прочность сооружения, эффективно отводить воду и перераспределять нагрузки от проезжающих тысяч и тысяч автомобилей. Кроме того, щебень решает задачу надежного сцепления слоёв. Слои асфальта и щебня связывает битумная пропитка.
Щебень, в свою очередь, располагают на слое утрамбованного однородного уплотнённого песка. Песок как фракция более мелкий, и основная его функция — защищать дорожное покрытие снизу от воздействия воды и перепадов температуры.
Основа всего дорожного «пирога» — подлежащий грунт. Верхняя его часть, включающая растительный покров и гумус, снимается, а основной грунт снимается до глубины промерзания. Это не только позволяет избежать промораживания основы и, соответственно, вспучивания или проваливания дорожного полотна, но и обеспечивает первоначальное выравнивание рельефа.
Все эти работы необходимо производить в определенном температурном режиме: в частности, нормативы устанавливают в качестве минимума температуры воздуха при строительстве показатель 15° С. Таким образом, строительство дороги — ответственное мероприятие, в котором важен каждый фактор и этап.