До конца года в России введут контроль за оборотом кедрового ореха. Об этом заявил глава Минприроды Александр Козлов на Восточном экономическом форуме. По словам министра, внесение кедрового ореха в перечень стратегически важных товаров и ресурсов «позволит привлекать к уголовной ответственности лиц, которые нелегально экспортируют кедровые орехи». Им будет грозить до семи лет лишения свободы и штраф до одного миллиона рублей, сказал Козлов. Национальное аграрное агентство спросило у участников рынка о том, насколько болезненным для отрасли является незаконный вывоз орехов из страны.
Вот что нам ответил директор новосибирской компании «ЭкоБОР» Александр Адамович:
- Нелегальные экспортеры кедрового ореха – это непонятно и очень размыто. Чтобы вывезти за рубеж кедровый орех нужна лицензия, договоры и соблюсти ещё ряд условий. Если большие объёмы утекают в обход всего этого, то здесь уже вопрос коррупции. Как только государство вмешается в рынок, то вместе с нелегалами, все это регулирование затронет и легальный бизнес. На данный момент у отрасли есть другие проблемы. Вот, например, как сделать так, чтобы сборщики орехов не боялись безнала и принимали деньги на карты свои с расчетных счетов предприятий.
Коммерческий директор «Томской кедровой фабрики» Виталий Лапшаков тоже не считает нелегальный экспорт насущной проблемой рынка. А вот с легальным вывозом кедровых орехов сложностей немало, рассказал он агентству ROSNG:
- В кедровой отрасли на данный момент есть несколько острых проблем. Во-первых, экспортные требования в России настроены не очень правильно. Чтобы вывести за границу ядро или орех, нам нужно иметь в аренде лесные массивы. Но этот рынок у нас уже давно практически монополизирован. Всей арендой лесов владеют примерно десяток людей по всей стране, которые диктуют свои условия на вывоз. У них нет производств, они просто, грубо говоря, спекулируют документами и тем самым, повышают цену на готовую кедровую продукцию. Из-за этого мы не можем конкурировать с тем же Китаем, где государство активно поддерживает этот бизнес. Соответственно китайские производители устанавливают свои цены на мировом рынке, которые дешевле наших. Есть ещё одна проблема в части экспорта, которую мы обсуждали с Минсельхозом. Нужно сделать так, чтобы вывоз сырья кедрового ореха стал невыгоден, т.е. обложить его пошлиной или квотировать. Следует также убрать громоздкие бюрократические процедуры, на которые уходит по 2-3 месяца. Тем самым с клиентами получится работать быстрее, и производства внутри страны начнут развиваться. Это даст больше рабочих мест и налоговых отчислений.