Хорватия нашла возможность для разгрузки украинского зерна и приступила к его поставкам через собственные порты. Как сообщили в министерстве экономики Украины, об этом рассказала глава ведомства и вице-премьер Юлия Свириденко по итогам посвящённой этому вопросу встречи с хорватским премьер-министром Андреем Пленковичем.
Детали не уточняются. Речь, вероятно, идёт о мощностях на Дунае и в Адриатическом море. Ранее о том, что стороны договорились задействовать эти маршруты, но также без других подробностей, сообщал глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба. Напомним, что по первому из направлений Украина уже поставляет свои зерновые через порты других стран, например, Румынии. Позднее его хорватский коллега Гордан Радман рассказал, что Загреб планирует расширять экспортные мощности в портах на побережье вышеназванного моря, а также дунайский терминал Вуковара.
Министр отметила, что эти маршруты будут играть важнейшую роль во взаимной торговле обеих стран, и пообещала расширить возможности такого транспортного коридора. Также, по её словам, первые партии зерновых из Украины уже отправились по новому пути. Кроме того, на встрече стороны отметили важность совместного решения проблемы с прямыми украинскими поставками сельхозпродукции, запрет на которые могут продлить уже через неделю. Напомним, что именно к этому времени истекает первый срок ограничений на поставку украинских пшеницы, семян рапса и подсолнечника, и Евросоюз рассматривает их сохранение. Тем не менее, эксперты отмечают, что экспорт украинской сельхозпродукции через хорватские порты на Адриатике осложняется из-за дальности. Единственным возможным вариантом там является доставка товаров из гавани Вуковара на Дунае до крупнейшей морской гавани Хорватии в Риеке. Однако расстояние между ними превышает 450 километров, а железнодорожные магистрали не обладают необходимой пропускной способностью.
Вывоз украинского зерна стал актуальным вопросом с весны текущего года из-за торгового конфликта Киева со странами Восточной Европы. Всё началось с того, что Евросоюз решил поддержать Украину в тяжёлых условиях войны, отменив пошлины и сняв другие барьеры для экспорта в Европу своей сельхозпродукции. Украина грамотно использовала эти возможности и начала ввозить на континент в больших объёмах зерновые, масличные, муку, яйца, макаронные изделия, мясо птицы, яблоки и их сок, а также ягоды и мёд. При этом они поставлялись по более низким ценам чем в самой Восточной Европе, а часто и без документов о качестве и безопасности. От этого сильнее всего пострадали фермеры приграничных с Незалежной восточноевропейских стран, в которые было проще всего поставлять эту сельхозпродукцию (Болгарии, Венгрии, Словакии, Польши и Румынии). Они не смогли конкурировать по ценам с украинскими экспортёрами. С учётом прочих финансовых проблем из-за высоких кредитов и других расходов они оказались на грани разорения, а в некоторых странах даже начались протесты. Долгое время Евросоюз не обращал внимания на их требования решить проблему с украинскими поставками. Но в мае он заключил соглашение с пятью странами о запрете на поставку украинских пшеницы, кукуруза, рапса и семян подсолнечника, а также пообещал помочь с перенаправлением украинского грузопотока и выделить пострадавшим фермерам компенсации.