Казахские экспортеры попали в транспортную ловушку на границе с Китам: китайские таможенники перестали пускать в страну ранее согласованный товар, в том числе зерно и комбикорм.
Как рассказал замруководителя правительства Казахстана Мухтар Тлеуберди, администрация Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая ужесточила санитарно-эпидемиологических меры: при пересечении границы не только каждый вагон, но и контейнеры должны быть обработаны и дезинфицированы снаружи. Сейчас перед пунктом пропуска скопилось не меньше 8 тысяч вагонов с различным товаром, пришедших со станций Достык и Алтынколь.
В Ассоциации перевозчиков и операторов вагонов посетовали, что участники отрасли терпят большие убытки, достигающие 64 миллионов тенге ежесуточно (порядка 11 миллионов рублей).
Тем временем Казахстан снова начал поставлять зерно и муку в Афганистан. Напомним, после бегства американских военных из этой страны власть в ней захватили талибы, что привело к остановке работы всей банковской системы. Но на помощь пришел метод «народных переводов»: участники торговли с афганской стороны стали передавать деньги своим представителям в Дубае, а уже оттуда можно совершать перевод по всему миру, просто заплатив участникам цепочки комиссию. Сбор составляет 450 долларов с каждых 100 тысяч. Кроме того, новая власть пообещала сотрудникам железной дороги Казахстана и Узбекистана, по которой везут зерно и муку, полную безопасность. Когда поставки возобновились, мука в Афганистане даже немного подешевела: с 480 долларов за тонну ее цена снизилась до 400. Однако в дальнейшем она снова подорожает, так как в Казахстане ожидают снижение урожая.