Китайская COFCO ведет переговоры о приобретении доли в зерновом терминале КСК в Новороссийске, сообщили «Ведомостям» два человека, знающих об этом от разных сторон возможной сделки. Представитель владельца КСК – «Делопортс» подтвердил, что сейчас идут переговоры о продаже доли в КСК китайской COFCO, но подробности не раскрыл. Обсуждается приобретение миноритарного пакета – до 25%, знают два собеседника «Ведомостей».
КСК – третий по величине зерновой терминал в Черноморском регионе России, входит в «Делопортс» – холдинговую компанию, владеющую стивидорными активами группы «Дело» Сергея Шишкарева в порту Новороссийск.
По данным специализирующегося на перевозке зерна железнодорожного оператора «Русагротранс», в сезоне 2017/18 г. через терминал было отправлено на экспорт 5 млн т зерна. В 2013 г. партнером по этому проекту стала американская Cargill – она выкупила у «Делопортс» долю 25% плюс 1 акция. Cargill в переговорах с COFCO не участвует, говорит человек, близкий к одному из владельцев КСК. Представители COFCO в России и Cargill от комментариев отказались.
Госкомпания COFCO основана в 1949 г., она ведущий поставщик сельскохозяйственной продукции: зерна, масла, сахара и хлопка. По данным Fortune, в 2017 г. выручка составила $69,7 млрд, чистая прибыль – $393,5 млн. Более половины дохода компании приносит зарубежный бизнес, отмечается на ее сайте. В 2015–2017 гг. COFCO приобрела компании Noble Agri и Nidera, которые занимались в том числе трейдингом в России. По данным «Русагротранса», в июле 2018 г. – апреле 2019 г. COFCO заняла 16-е место среди крупнейших экспортеров зерна из России, отгрузив 444 000 т.
Выручка КСК по МСФО в 2018 г. составила 6 млрд руб., чистая прибыль превысила 4 млрд руб.
Об интересе COFCO к терминалам на юге России сообщал РБК в 2018 г. Всем глобальным компаниям интересен Черноморский регион – это самый быстро растущий экспортный хаб в мире, говорит директор аналитической компании «Совэкон» Андрей Сизов.
КСК – интересный актив, говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Это один из крупнейших терминалов, он существенно увеличивает мощности, в дальнейшем сможет принимать и сверхмощные сухогрузы Post-Panamax, перечисляет он. Стоимость всего актива может составлять около 25 млрд руб., следовательно, 25% может обойтись более чем в 6 млрд руб., оценивает Рылько.
COFCO планирует удвоить закупки зерна в Причерноморском регионе, говорил в мае глава COFCO Чи Цзинтао. Собственный терминал позволит компании нарастить закупки зерна в России и поставки на экспорт, указывает Рылько. COFCO сможет активнее поставлять зерно в традиционные для экспортеров из Новороссийска страны – Египет, другие страны Африки, на Ближний Восток. В дальнейшем, когда Китай наконец сертифицирует зерно из европейской части России, компания сможет начать поставки и в Китай, продолжает Рылько.
Ранее китайский холдинг Joyvio Beidahuang Agricultural Holdings (JBA) сообщил о планах вложить почти 10 млрд руб. в российское сельское хозяйство вместе с Фондом развития Дальнего Востока. Предприятие будет выращивать рис и сою, а также займется глубокой переработкой сои и будет отправлять продукцию на экспорт. Впрочем, пока рано говорить о том, что китайские компании массово готовы инвестировать в Россию. Это не приоритетное направление – им намного интереснее США и Европа, считает Сизов.
Читайте также:
Французы откроют в Новосибирской области завод по переработке зерна