![](/sites/default/files/makdonalds_krym.jpg)
Один из крупнейших мировых брендов как на рынке ресторанно-пищевого сервиса, так и среди всех транснациональных компаний, McDonald’s, решил обратить внимание на российский рынок картофеля. Причина вовсе не в альтруистическом желании помочь отечественному национальному производителю, а в объективных трудностях, связанных с санкционным противостоянием России и Запада. Раньше картофель для российских «Макдональдсов», которых насчитывается 517, поставлялся из Польши. Сейчас этот канал является фактически заблокированным, а так как без фирменного хрустящего картофеля фри «Макдональдс» представить невозможно, российский менеджмент компании спешно начал искать партнеров внутри страны. По предварительным данным, с большой долей вероятности таким партнером станет дагестанская компания «Югагрохолдинг».
Комментарий насчет плюсов и минусов сотрудничества отечественных производителей овощей с крупными брендами мы попросили дать Н.Н. Юзефова, одного из самых успешных фермеров Ростовской области (его хозяйство прошлой осенью во время поездки в регион посещал президент страны).
- Безусловно, выгода здесь есть, - сказал нам Николай Николаевич, - но и недостатки весомы. Компании топ-уровня часто считают, что одним предложением сотрудничества они нас уже облагодетельствуют. На днях, например, мне звонили из «Пятерочки», спрашивали насчет условий возможных поставок моей продукции. Я сказал, что условия простые, приезжаете, взвешиваете, забираете, сами отвозите, затем расплачиваетесь. Нет, говорят, у нас другое видение, и присылают целый список требований. А там – и доставить должен я, и деньги заплатят только через несколько недель, и еще много чего. Но ключевым камнем преткновения становится как раз доставка. Если сам я транспортировку проведу, то за время, которое пройдет до момента оплаты, какая-то часть картофеля испортится по объективным причинам, какую-то утащат, а виноватым выставят меня, мол, та что испортилась – испортилась из-за того что я её плохо вёз, а та что пропала – это я недовесил. В итоге выйдет мне в убыток такое сотрудничество.
Нет уж, увольте! Приведенный мной пример – лишь одна из ярких черт крупных компаний России, как сугубо национальных, так и местных локализаций транснациональных брендов. Они воплощают в себе худшие черты советской системы, помножая бюрократизм на организационный абсурд и сваливая свои проблемы на плечи более мелких и слабых контрагентов. Поэтому взаимодействать с ними, конечно, можно, но на сугубо прагматичной основе. Я, допустим, сейчас поставляю картофель для «Перекрестка». Сначала занимался транспортировкой сам – находишь водителей, загружаешь продукт, отправляешь. Но наемные водители по пути периодически то 20, то 30 килограмм сбывают в разные придорожные рестораны и кафе по бросовой цене, в наше сложное время каждый выживает как может. В итоге при приемке недостача, претензии ко мне. Я сказал – хорошо, доставляйте сами, а при отгрузке у меня в хозяйстве и контрольном взвешивании пусть обязательно присутствует ваш представитель. В итоге сейчас не то что недовесов нет – даже перевесы обнаруживаются! Так работать можно.