Со следующего года российский Минсельхоз планирует начать реализацию нового федерального проекта «Развитие малого агробизнеса». Об этом рассказала замдиректора департамента развития сельских территорий министерства Рената Бибарсова на Дне российского поля в Волгоградской области, сообщает «Интерфакс».
Она также рассказала о составляющих нового проекта. Это будет документ, в котором объединят все актуальные меры господдержки фермеров и кооперативов. Приоритетными направлениями станут развитие инфраструктуры для сбыта фермерской продукции и облегчение этих процедур.
В рамках проекта предусматривается возможность предоставления субсидий на несколько целей. Например, в первую очередь будет субсидироваться создание логистической инфраструктуры, мощностей по сбору, хранению, переработке и обработке продукции малого агробизнеса. Аналогичную поддержку хотят выделить на обеспечение прослеживаемости таких товаров, в особенности, производимых личными подсобными хозяйствами (ЛПХ). Ещё одно направление, которое планируют субсидировать – закупка продукции агроагрегаторами для обеспечения более лучшей цены по сравнению с перекупщиками. Также рассматривается возможность предоставления господдержки на сертификацию фермерской продукции, в том числе органических товаров или так называемой «продукции с улучшенными характеристиками».
По мнению Бибарсовой, подобные меры будут не только способствовать реализации продукции малого агробизнеса на внутреннем рынке, но и консолидировать партии для её экспорта. Важность этого она объяснила тем, что на сегодня некоторым некрупным сельхозпроизводителям трудно выходить на массовый экспорт незначительных объёмов производства.
Справка ROSNG
Агроагрегаторы, о которых говорилось выше, являются одним из относительно новых механизмов, облегчающих аграриям сбыт сельхозпродукции. Проект закона об их создании был одобрен ещё в апреле 2023 года. Тогда же было дано определение термина «агроагрегаторы». Так называются комплексы нового типа, позволяющие переработать фермерскую продукцию с доведением её до высокого товарного качества. В июне того же года началась работа по созданию таких организаций в стране. В рамках пилотного проекта на тот момент они появились в Липецкой и Тульской областях. В ноябре прошлого года Минсельхоз разработал некоторые критерии деятельности агроагрегаторов. Часть из них касается их экономического и правового статуса. В частности, такие организации не могут быть иностранным юридическим лицом или офшорной компанией. Доля самих офшорных компаний в их уставном капитале должна составлять не более четверти акций. При этом компания-агрегатор не может находиться в реестре организаций, причастных к экстремистской деятельности и терроризму или по той или иной причине входить в список иностранных агентов. Другие правила предписывают определённые условия для торговли. Например, число производителей фермерской продукции, которые занимаются также её поставками агрегатору, должно составлять не менее пяти. При этом как минимум половина из них должна быть зарегистрирована и работать в субъектах, где зарегистрирован и также ведёт свою деятельность сам агроагрегатор. Поставщиками фермерской продукции для этой организации может быть не более четверти производителей в этом регионе. Доля одного поставщика в общем объёме закупаемой агроагрегатором продукции не может превышать 20 процентов. Также все поставщики должны быть российскими резидентами. Помимо этого, у агрегатора должно быть программное обеспечение для электронного документооборота и автотранспорта либо договора с логистической компанией.