В России продолжают расти цены на несколько основных категорий горючего. Об этом сообщается в материалах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), где, среди прочих товаров, осуществляется торговля этой продукцией.
В частности, стоимость бензина марки Аи-92 по территориальному индексу Европейской части России по данным на прошлую пятницу увеличилась на 0,65 процента или до 45 635 рублей за тонну. До этого она, наоборот, снижалась на три процента. Другой популярный бренд Аи-95 стал дороже на 0,56 процента и начал стоить 55 151 рубль за тонну, что также стало максимумом последних недель. Летнее дизельное топливо выросло в цене почти на процент до 55 325 руб./т. Межсезонный дизель подорожал сильнее других видов горючего – на 1,67 процента или до 55 458 рублей, а зимний – на 1,11 до 57 034.
Это убедительно говорит о том, что даже комплекс предпринятых властями мер по стабилизации ценовой ситуации не смог окончательно решить проблему. Подтверждением тому стали и итоги последней проверки, проводимой Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Как рассказал глава регулятора Максим Шаскольский, по факту нарушения антимонопольного законодательства в плане повышения цен на отечественном топливном рынке было возбуждено 28 дел в 19 регионах страны. В то же время, по его словам, более серьёзный рост цен на топливо удаётся сдерживать как в оптовом, так и в розничном сегментах рынка. Также следует отметить, что подорожание продукции происходит медленнее чем предсказывали некоторые эксперты. Например, как пишет Газета.Ru, ранее генеральный директор одной из крупных профильных компаний АО «Опен Ойл Маркет» Сергей Терешкин прогнозировал, что бензин на автозаправках страны будет дорожать в пределах инфляции, которая составляет на сегодня 4-4,5 процента.
Впервые проблема с бензином и дизельным топливом в России начала наблюдаться ещё с начала лета прошлого года. Тогда цены на эту продукцию стали рекордными, увеличившись в несколько раз от уровня начала года. В августе же и вовсе стал наблюдаться дефицит этого горючего. Сначала такая ситуация коснулась пяти крупных сельскохозяйственных регионов на юге страны – Астраханской и Волгоградской областей, а также Калмыкии, Краснодарского края и Крыма. Её подтвердили сами аграрии из этих субъектов. В конце лета в министерстве энергетики причиной случившегося назвали сложности с доставками горючего в южные регионы из-за наплыва туристов. Однако затем повышение цен на горючее и его дефицит стали наблюдаться в других южных регионах, а также Новосибирской, Рязанской и Саратовской областях. Кроме того, ситуация не изменилась и осенью, когда туристический сезон уже прошёл. Тогда в Минэнерго провели внутреннее расследование и установили, что проблему вызвали закрытие автозаправок для намеренного создания искусственного дефицита, а также «серый» экспорт топлива. Напомним, что под последним понимается продажа горючего за рубеж по более высокой стоимости чем оно покупалось на внутреннем рынке. В министерстве энергетики объёмы таких незаконных поставок с начала года оценили в несколько миллионов тонн. В сентябре был выработан комплексный план для решения проблемы. Правительство, а также само министерство и все остальные заинтересованные ведомства договорились с нефтяными компаниями по поводу поставок топлива для аграриев и начали отслеживать выполнение этой задачи. Затем власти увеличили нормативы поставок автомобильного бензина пятого класса и дизельного топлива на биржу с ранних 13 и 9,5 до 15 и 12,5 процентов соответственно. Ещё ряд долгосрочных мер был подготовлен в октябре. Кабинет министров поддержал предложение Минсельхоза ввести запрет на экспорт бензина и дизельного топлива на неопределённый срок, пока топливный рынок не стабилизируется. Исключение сделали для поставок дизтоплива по трубопроводам в морские порты для производителей, которые поставляют на внутренний рынок не менее половины этой продукции. Было принято и решение вернуть коэффициент для определения топливного демпфера (компенсаций нефтяникам с 0,5 до 1). Кроме того, для компаний, которые не являются производителями топлива, экспортная пошлина на нефтепродукты была также повышена с 20 до 50 тысяч рублей за тонну. В российской антимонопольной службе отметили, что такая мера позволит стабилизировать цены на топливо в стране и сформировать дополнительные объёмы необходимого горючего для фермеров и других потребителей. Самому регулятору было поручено отслеживать стоимость горючего во всех сегментах продаж. Также президент России Владимир Путин поручил Правительству разработать и согласовать новые меры по стабилизации стоимости всех видов бензина и дизельного топлива и обеспечить российских сельхозпроизводителем достаточными объёмами топлива на оставшийся осенний период текущего и зимний период следующего года.