С начала российской военной спецоперации (24 февраля этого года) на Украине застряло более семи тысяч железнодорожных вагонов из Беларуси. Об этом в эфире телеканала СТВ заявил начальник Белорусской железной дороги (БЖД) Владимир Морозов.
По его словам, в них находятся продовольственные товары, удобрения, стройматериалы и продукты нефтепереработки. Это основная номенклатура товаров, которой республика торгует с Незалежной. Руководитель БЖД пояснил, что эти вагоны имеют непонятный статус. Киев заявляет, что они якобы проходят по уголовному делу по факту незаконной перевозки, и поэтому теперь на них наложен арест. Морозов назвал эти обвинения ложными и добавил, что Мининфраструктуры страны и Укрзалiзныця (главный её железнодорожный оператор) не предоставляют дополнительных сведений.
Также он рассказал, что подобная ситуация произошла с вагонами российских, латвийских, литовских и эстонских собственников. При этом на украинской стороне, по его словам, осталось три грузовых локомотива, а на белорусской – два локомотива и около 500 украинских вагонов. Последние, по словам Морозова, подконтрольны Украине, но не конфискованы. Также он рассказал, что через Польшу удалось вернуть на родину украинских железнодорожников с одной и машинистов Калинковичского и Лунинецкого локомотивных депо с другой.
Ущерб для Беларуси от блокировки этого транспорта глава БЖД оценивает в почти 900 миллионов белорусских рублей (более 21 миллиарда российских рублей). Точнее говоря, такая сумма рассчитана за пять тысяч вагонов, от остальных двух тысяч потери неизвестны. Точные цифры станут понятны только после возврата всех транспортных средств.