В августе 2019 года российскому продовольственному эмбарго исполняется 5 лет. За время действия контрсанкций российское сельское хозяйство очень сильно изменилось, и молочная отрасль не стала исключением. Milknews совместно с Национальным союзом производителей молока подготовил большой аналитический материал о том, как менялось производство, переработка, потребление и импорт за время действия продэмбарго.
Доктрина продбезопасности
В 2018 году пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности, по данным Минсельхоза России, были достигнуты по большинству ключевых категорий продовольствия, за исключением молочной продукции, картофеля (по нему было практически достигнуто пороговое значение) и соли.
При этом за период действия санкций молочной отрасли удалось значительно снизить зависимость от импортной продукции, обеспечив устойчивое развитие собственного производства - как сырья, так и переработки.
Самообеспечение
В результате, за 5 лет уровень самообеспечения РФ молоком и молокопродуктами вырос на 8,1%, до 84,2% в 2018 году. В Аналитическом центре Союзмолоко считают, что реальный уровень самообеспеченности молоком и молочной продукцией несколько ниже: «Целевой индикатор Доктрины продовольственной безопасности не учитывает реальную обеспеченность молокоперерабатывающих предприятий молоком российского производства. Корректнее было бы оценивать только товарный сектор (без молока, которое производится в хозяйствах населения для личного потребления), то есть то молоко, которое направлено на промышленную переработку и на производство молочной продукции. Крайне важно, что самообеспеченность товарным молоком в большей степени отражает продовольственную независимость страны», - заявил директор аналитического департамента Союзмолоко Алексей Воронин. Если считать по товарному молоку, то уровень самообеспеченности в 2018 году составил 78,8% (+11,9% за 5 лет), при этом в последние годы темпы его роста сохраняются. В АЦ Союзмолоко добавляют, что на данный момент мы еще не вышли на проднезависимость по молоку, однако инициированные и реализуемые инвестиционные проекты, подкрепленные действующими механизмами господдержки обеспечивают устойчивый тренд на достижение порогового значения самообеспеченности молочной продукцией на уровне 90%.
Изменение импорта
Ключевым эффектом от ограничений импорта стало снижение конкуренции на внутреннем рынке с импортной продукцией. Объем импорта молочной продукции в 2018 году оказался минимальным за последние 15 лет, а в сравнении с 2013 годом снижение составило 40%, однако импорт по-прежнему продолжает оказывать существенное влияние на внутренний рынок.
Уход с российского рынка молочной продукции из европейских стран освободил на внутреннем российском рынке значительную нишу, однако помимо отечественных производителей ее успешно начали заполнять сначала внешнеторговые партнеры из Республики Беларусь, а в последние годы под влиянием конъюнктурных факторов растут поставки и из третьих стран – Уругвая, Новой Зеландии, Аргентины. Тем не менее, основным внешним поставщиком молочной продукции в Россию остается Республика Беларусь, обеспечившая в 2018 году более 80% импорта. В 2019 году Белоруссия также занимает лидирующие позиции в импорте большинства видов молочной продукции: питьевого молока и сливок – 85%, сухого обезжиренного молока – 76%, кисломолочной продукции – 93%, молочной сыворотки и продуктов из натуральных компонентов молока – 76%, сливочного масла – 64%, сыров – 83%, творога – почти 100%. Исключение составляют только мороженое, где доля Белоруссии составляет 38%, и сухое цельное молоко – 49% (в результате роста импорта из третьих стран – Уругвай, Новая Зеландия, Аргентина, Турция).
Вместе с тем, несмотря на частичное замещение импорта из стран, попавших под действие эмбарго, значительный эффект от санкций проявился в производстве сырого товарного молока. Основной сложностью, с которой столкнулись участники рынка при решении задач импортозамещения, стал дефицит ресурсной базы. Простыми словами, для наращивания производства молочной продукции необходимо сырое молоко, производство которого нарастить в короткие сроки невозможно из-за особенностей ведения сельхозпроизводства.
Господдержка
Более того, в Аналитическом центре Союзмолоко отмечают, что молочное скотоводство долгое время было неинтересным для инвесторов, поскольку традиционно считалось высокорисковым бизнесом и сопровождалось высокой капиталоемкостью, длинными сроками окупаемости (до 15 лет), сравнительно невысокой доходностью, а девальвация национальной валюты еще больше отталкивала желающих. Для решения этой задачи государство разработало меры государственной поддержки, среди которых компенсация части прямых затрат, снижение стоимости пользования кредитными ресурсами, субсидия на произведенный объем товарного молока. Эти и другие меры поддержки в конечном итоге позволили привлечь в отрасль новых инвесторов и обеспечить стабильные темпы роста производства товарного молока на уровне 2-3% в год.
Производство
В 2018 г. прирост производства товарного молока составил 2,3% (до 21,5 млн т), в 2019 г. ожидается прирост около 3%. Этому способствует ввод новых товарных молочных комплексов, работа над улучшением генетики стада, повышением молочной продуктивности коров и уровня товарности производства. В настоящее время поддержку отрасли оказывает также благоприятная ценовая конъюнктура в сырьевом секторе. Прирост обеспечивают, главным образом, современные крупнотоварные молочные комплексы. Кроме того, растет и молочная продуктивность коров: в сельскохозяйственных организациях среднегодовой прирост составляет около 6%, однако и здесь уровень продуктивности имеет существенный потенциал роста. По итогам 2018 года средний показатель даже по сельскохозяйственным организациям составил 5,9 т, в то время как для современных комплексов базовым является значение в 8-9 т. Что же касается отрасли в целом (с учетом остальных категорий хозяйств), то средняя молочная продуктивность составила в 2018 году 4,5 т при среднегодовом приросте 3%. Вместе с тем ряд субъектов РФ, прежде всего те, где основной объем молока производится в сельхозорганизациях, имеют достаточно высокие средние показатели: Ленинградская область и Москва – более 8 т, Кировская, Владимирская, Волгоградская, Белгородская, Калужская и Московская области, Краснодарский край – около 7 т. В 2019 году повышение молочной продуктивности продолжается: за I полугодие прирост в сельскохозяйственных организациях составил 5,2% (или 160 кг на голову).
Переработка
Рост ресурсной базы позволяет наращивать и производство готовой молочной продукции. В выигрыше оказались прежде всего производители молокоемких категорий: сыра и сырных продуктов, сливочного масла, сухого молока. Темпы прироста производства в этих сегментах наиболее значительные.
Спрос и потребление
Однако ключевой проблемой, с которой столкнулся молокоперерабатывающий сектор в последние годы, является снижение платежеспособного спроса на готовую продукцию. Ее причина заключается в падении реальных располагаемых доходов населения, начавшегося в 2014 году и продолжающегося до сих пор. С этим связан рост производства в молокоемких категориях: продажи продукции из этого сегмента менее подвержены влиянию потребительского спроса, чем, например, в цельномолочном секторе, поскольку у молокоемких товаров сроки хранения обычно дольше. Более того, это экспортоориентированные товары, поэтому основной объем прироста производства сырого молока направлен именно в эти категории.
Падение спроса – ключевой фактор, сдерживающий дальнейшее наращивание производства. Слабый спрос способствует также снижению темпов развития переработки, модернизации и повышения эффективности производства, и ведет снижению себестоимости готовой продукции. В результате, в молокоемких категориях сохраняется значительная доля импортной молочной продукции: в сырах и сырных продуктах, сливочном масле – 29%, сухом обезжиренном молоке – 54%, сухом цельном молоке – 37%.
Итоги
“Подводя итоги 5 лет действия санкций, можно отметить несомненный положительный эффект для молочной отрасли. При этом важно понимать, что, во-первых, введение санкций произошло в тот момент, когда молочная отрасль переживала очень сложные времена: низкая инвестиционная привлекательность и активность в отрасли, очень длинные инвестиционные циклы, низкая доходность, исторически рекордная доля импорта на рынке”, - комментирует Алексей Воронин. “Во-вторых, за введением продэмбарго последовал ряд фундаментальных трансформаций отрасли в условиях крайне непростой экономической ситуации в стране, девальвации национальной валюты, значительного роста себестоимости производства и падения покупательской активности. Поэтому полученный эффект – это результат не только введенных санкций, но и серьезной работы бизнес-сообщества, инвесторов, которые не побоялись вложить ресурсы в непривлекательный на тот момент бизнес, и государства, оказавшего беспрецедентную поддержку отрасли, включая немонетарные меры поддержки”, - заключил директор аналитического департамента Союзмолоко. По мнению аналитиков, в настоящее время санкционный эффект уже полностью исчерпан: белорусская продукция успешно заместила значительную часть выпавшего импорта из европейских стран. Алексей Воронин заключает, что на данный момент отрасль вышла на новый этап развития и должна решать новые задачи: нацелиться на повышение эффективности производства, снижение себестоимости и повышение конкурентоспособности на всех этапах, а также развивать экспорт и, что самое важное, стимулировать потребление молочной продукции внутри страны.
- Хотите знать больше о сельском хозяйстве в мире? Подпишитесь на наш канал в "Яндекс.Дзен".