Врио гендиректора Объединенной зерновой компании Марат Шайдаев назвал незаконной действующую в Керченском проливе схему перевалки зерна. Шайдаев направил письменное обращение вице-премьеру и председателю Морской коллегии при правительстве России Дмитрию Рогозину с просьбой дать поручения по пресечению действующей схемы и предложением публичного обсуждения нового механизма. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на копию материалов письма.
В письме представитель ОЗК изложил подробности незаконного механизма. По его словам, суда класса «река-море» и речные баржи забирают начальный груз в акватории Азовского моря, предназначенный для экспорта на Украину. После этого он доставляется в нейтральные воды и смешивается с зерном из других малых судов в судне-накопителе вместимостью от 20 000 тонн. Таким образом, груз превращают в реэкспортный, после чего на него ставят украинский ветеринарный сертификат, а Россия остается страной происхождения.
По мнению Шайдаева, данная схема поставок снижает прозрачность при отгрузке, негативно сказывается на репутации российских экспортеров, а также ведет к большим финансовым потерям. В финансовом плане при отгрузке зерна в более крупные суда Россия теряет от 10 до 20 долларов. Кроме того, наша страна как производитель несет часть личной ответственности при обнаружении в данной смешанной партии вредителей или карантинных объектов.
Читайте также |
Порт "Южный" почти на 3% увеличил приемку и перевалку масла читать |
В то же время, директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов заявляет, что в данной схеме нет ничего преступного и она действует уже давно. Сизов считает, что главной причиной недовольства компании является утрата мощностей отгрузки, поскольку значительная часть перевалки зерна идет через «малые порты», в то время как владельцем крупных мощностей на побережье Черного моря является сама ОЗК или группа «Сумма», являющаяся, наряду с государством, основным акционером ОЗК.
Всего, по данным ОЗК со ссылкой на Минсельхоз, в 2015 году по такому механизму было отгружено 14 миллионов тонн зерна, что составляет примерно половину от всех портов – 30 миллионов тонн. В денежном выражении, по данным ФТС, зерна отгружено на сумму более 5,5 миллиардов долларов, из них на рейдовую перевалку приходится 1,2 миллиардов, а на мощности «малых портов» - более 2,5 миллиардов.