К мясу убойных животных, поступающему на рынки РФ, законодательство предъявляет строгие требования. Они связаны с проверкой безопасности продукции и наличием обязательной маркировочной информации. Несмотря на то, что мясную продукцию не нужно маркировать в системе «Честный знак», обязательной является ветеринарная и товароведческая маркировка. Также предприятия, занимающиеся реализацией мяса, должны зарегистрироваться в системе ФГИС «Меркурий». Эта программа предназначена для электронной сертификации продукции, за которой установлен государственный ветеринарный контроль. Узнать подробнее о маркировке мяса убойных животных можно по ссылке https://znak.store/markirovka/pishhevaya-promyshlennost/markirovka-myasa-ubojnyx-zhivotnyx.
ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ
Все предприятия, связанные с выпуском мясной продукции, должны проверить ее безопасность в соответствии с профильными регламентами:
● ТР ТС 021/2011 – общий регламент для всей пищевой продукции;
● ТР ТС 034/2013 – техрегламент, который контролирует безопасность мяса и мясной продукции, в том числе продуктов убоя.
Изготовители должны внедрить на производстве стандарт НАССР, который представляет собой систему, направленную на идентификацию, оценку, управление рисками и опасными факторами, влияющими на безопасность пищевых продуктов.
Все продукты питания, в том числе мясные, проходят декларирование. Регистрация декларации в реестре Росаккредитации подтверждает, что качество продукции проверено в соответствии с нормами законодательства, и она не представляет опасности для здоровья потребителя.
Для законной реализации свежего мяса убойных животных, которое не подвергалось переработке, необходимо получение ветеринарного сертификата. Его оформление возможно на основании положительных результатов ветеринарной экспертизы, которая проводится в соответствии с требованиями ТР ТС № 034/2013. Во время экспертизы проверяются микробиологические и органолептические свойства, продукт исследуется на наличие паразитов, следов кровоизлияний.
Отдельное внимание уделяется упаковке и этикеткам продукции, а также нанесению на них обязательной маркировки.
Чтобы укрепить доверие покупателей и положительный имидж, предприятия проходят добровольную сертификацию.
КАК МАРКИРУЮТСЯ ПРОДУКТЫ УБОЯ?
Ветеринарная маркировка проводится следующим образом. На каждую тушу наносится клеймо, состоящее из цифровых символов — порядкового номерасубъекта РФ, города (района) и предприятия-производителя. Клеймо является подтверждением того, что мясо получено от убойных животных, которые прошли осмотр перед забоем и после него. Также клеймо свидетельствует о том, что хозяйство, в котором выращивались животные для убоя, является благополучным по карантинным заболеваниям.
Товароведческую маркировку проводят только при наличии ветеринарного клейма или штампа, подтверждающего прохождение ветеринарно-санитарной экспертизы. Мясо маркируется по категории упитанности.
На упаковку товара, прошедшего декларирование, перед выпуском в реализацию наносится знак обращения ЕАС.
Еще один элементмаркировки – это штрихкод. Процедура штрихкодирования не относится к обязательным, однако, в некоторых случаях предприниматели должны присвоить товару штриховой код. Например, если продукт размещается на продажу в крупные торговые сети, супермаркеты.
Штрихкод считывается с помощью сканера. Он содержит сведения о предприятии-производителе и выпускаемом продукте.
КАКИЕ СВЕДЕНИЯ СОДЕРЖИТ МАРКИРОВКА?
Сведения, которые наносятся на упаковку и этикетку, содержатся в стандартах и технических регламентах. Маркировка включает в себя следующую информацию:
1. Наименование и категория мяса с указанием вида животного, от убоя которого оно получено.
2. Наименование предприятия-изготовителя, местонахождение.
3. При наличии – товарный знак.
4. Вес товара.
5. Пищевая и энергетическая ценность.
6. Дата изготовления и упаковки.
7. ГОСТ, которым руководствуется изготовитель.
8. Срок годности.
9. Условия хранения.
10. Сведения о подтверждении соответствия (указание данных о декларации и ветеринарном сертификате).
11. Термическое состояние продукта убоя.
12. Наличие ветеринарного и товароведческого клейма.
13. Сведения о наличии/отсутствии ГМО. Если изготовитель указывает на упаковке знак «Без ГМО», то необходимо подтвердить это заключением об отсутствии ГМО и протоколом проведенных испытаний.
Маркировка, указанная на упаковке и этикетке, должна быть достоверной. Запрещено наносить информацию, которая может ввести потребителя в заблуждение. За это предприниматели привлекаются к административной ответственности.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ФГИС «МЕРКУРИЙ»?
Предприятия, реализующие продукты животного происхождения, находятся под контролем Госветнадзора. С июля 2018 года законодательство РФ требует для них оформления ветеринарных сопроводительных документов (ВСД). Без них осуществление деятельности считается незаконным, поэтому электронная сертификация является обязательной процедурой. Наличие ВСД гарантирует, что выпуск мяса контролируется надзорными органами на всех этапах.
Формирование и хранение ВСД проходит в ФГИС «Меркурий». Это единая информационная платформа для взаимодействия производителей и поставщиков товаров, подконтрольных Госветнадзору. ФГИС «Меркурий» создана с целью защиты потребителя от контрафактных товаров низкого качества, которые могут быть опасными для здоровья.