Российские птицефабрики по производству яиц попросили российскую антимонопольную службу (ФАС) проверить законность ценообразования на этот товар в магазинах. Об этом пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на письмо гендиректора «Росптицесоюза» Галины Бобылевой в адрес замглавы службы Тимофея Нижегородцева.
В письме она пожаловалась на подозрительное падение отпускных цен в апреле. Например, у нескольких компаний они снизились до 45 рублей за десяток. По нынешним расчётам, это составляет нулевую себестоимость. Это означает, что производители яиц никак не зарабатывают на их продаже. Обычно в этом месяце они резко растут или держатся в традиционных диапазонах на фоне растущего спроса перед Пасхой. В этом году они тоже должны были расти к концу месяца из-за подготовки к празднику, сроки которого передвинулись. В то же время, в торговых сетях стоимость яиц не меняется, а наценка на них составляет 40 процентов.
Бобылёва опасается, что в этой ситуации возможны сокращение производства и банкротство предприятий. Она напомнила, что птицефабрики поставляют товар в сети по договорам поставки и через торги. В этом положении они очень зависимы от сетей и поэтому опасаются их отказа от сотрудничества. Ранее в Росптицесоюзе уже сообщали, что на нескольких совещаниях с Минпромторгом предлагали рассмотреть снижение наценок, но к их предложению не прислушались. Эксперты рынка называют причинами случившегося давление ретейлеров и нехватку времени для ведения переговоров с ними производителей. Последнее, например, связано с непрерывным производством товара и его небольшими сроками годности. Сами сети заявляют, что снижают стоимость товара пропорционально поставщикам.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) рассказали, что средние цены за десяток яиц (без учёта наценок) составляют от 70 до 80 рублей. В Минпромторге и Минсельхозе ситуацию не комментируют. В ФАС напомнили, что ретейлеры в этом году добровольно ограничили наценку на социально значимую продукцию (к которой, в том числе, относятся яйца) на уровне не выше, а некоторые и ниже 10 процентов. Это подтвердили, например, «Магнит» и сетях компании X5 Group («Карусель», «Перекрёсток», «Пятёрочка» и др.). Однако регулятор подтвердил получение письма и пообещал проверить изложенные факты.