Восстановить «прежние экспортные возможности» по поставке зерна из России, безусловно, можно, заявили в Россельхознадзоре, и ведомство этим целенаправленно занимается, но многое все же зависит от поставщиков, от их выполнения своих обязательств.
Экспортеры обязаны исполнять требования стран, покупающих российское зерно, иначе происходят такие неприглядные случаи, как, например, с Вьетнамом и Индонезией, когда импортеры забраковали нашу пшеницу.
Несоответствие фитосанитарным требованиям к зерну стало причиной полного отказа в 2021 году индонезийскими властями от российского экспорта. Вьетнам по этой же причине свел к минимуму импорт: если в 2018 году из России ввезли 2,5 миллиона тонн зерна, то в нынешнем – только 71,7 тысячи.
В то же время РФ заинтересована в торговле с этими странами. Так, сейчас идут переговоры, на которых Россельхознадзор добивается разрешения Индонезии поставлять туда ячмень, кукурузу, рис, соевые бобы, семена льна, рапс и подсолнечник.
Между тем
Россия в текущем сельскохозяйственном году экспортировала на мировой рынок, в том числе в ЕАЭС, 24,5 миллиона тонн зерна. Главными его покупателями снова стали Турция (23 процента поставок, 5,7 миллиона тонн зерновых, 3,7 миллиона тонн пшеницы) и Египет (11 процентов поставок, 2,7 миллиона тонн пшеницы, на 38 процентов меньше прошлогоднего). В тройку лидеров вошел Казахстан, являющийся крупным производителем и поставщиком зерновых. На его счету – 5 процентов всего российского экспорт зерна, миллион тонн пшеницы, 100 тысяч тонн других зерновых).