Колонка редакции |
Рынок зерна сегодня – это рынок покупателя, а не продавца. Поэтому в последнее время «разбалованные» покупатели предъявляют крайне высокие требования к качеству пшеницы. Всё началось с Египта, когда несколько лет назад он сбил цену на своих тендерах за счет поставок из России (предъявляя повышенные требования по спорынье, порой требуя ее нулевое содержание, что практически нереально). И сейчас по этому пути пошли все ключевые покупатели пшеницы в мире. А почему бы и нет, если и в других странах урожай очень даже неплохой, и борьба за покупателя только усиливается?
Наши конкуренты на Причерноморском рынке (в частности, Франция) собрали рекордный урожай. Германия, Румыния и Украина тоже получили достаточно высокий урожай и активно замещают Россию на традиционных для нас рынках (страны ЕС в целом, по предварительным оценкам, собрали на 20 миллионов тонн пшеницы больше, чем в прошлом году). По темпам экспорта мы отстаем от прошлого сезона примерно на 11 процентов. В октябре отгружено 15,6 млн тонн, то есть на 2 млн тонн (11%) меньше.
Мы проиграли все последние крупные тендеры на традиционных для себя рынках. И если еще несколько месяцев назад получилось минимизировать разрыв за счёт удачной логистики Черного моря и относительно низких ставок фрахта, то сейчас мы видим, что эта идея исчерпана, а мировой рынок не готов поднимать цену вслед за Россией. В итоге: по Вьетнаму отставание с начала сезона российского экспорта уже 51%, Египет – 22, Индонезия - 50% и так далее. В это же самое время Украина, например, нарастила экспорт – например, в Египет сразу на 80%, в Индонезию на 50 и так далее.
Цены в России по-прежнему достаточно высокие, причем не только на юге, но и в центральной части – в основном за счет переработчиков. Но аграрии сами придерживают зерно – очевидно, в расчете на дальнейший рост. Если в прошлом году запасы в перерабатывающих организациях и на элеваторах были выше чем у сельхозтоваропроиводителей, то в этом году все наоборот. Конечно, свою лепту вносит и курс доллара. Но низкая активность производителей – одна из главных причин потери рыка. Трейдеры в сложной ситуации – они вынуждены закрывать ранее заключенные контракты, покупая по нынешним высоким ценам, балансируя на грани отрицательной рентабельности. Но эти контракты будут исполнены. Высокие цены вслед за мировыми пойдут вниз. Есть угроза, что если мы сегодня потеряем рынки, то «отвоевать» их обратно назад будет крайней сложно.
КСТАТИ
На днях в Ростовской области прошло областное совещание по этой проблеме. На ней первый замгубернатора Ростовской области Виктор Гончаров прямым текстом сказал об угрозе потерять рынок.
- Мы собрали хороший урожай зерна. Но сегодня мировая конъюнктура такова, что российское зерно может уступить позиции. Многие аграрии ожидают более высоких цен, но учитывая хороший урожай зерна в ЕС, на Украине и сейчас в Аргентине, есть опасность потерять эти преимущества, - сказал замглавы региона. – Сегодня задача всех участников рынков выработать консолидированную позицию и получить оптимальную цену за свой урожай. Мы не говорим о том, чтобы продавать сегодня все выращенное зерно. Но есть риск потерять прибыль, если мировые цены начнут снижаться.