Продкорпорация Казахстана обвиняет Россию в резком повышении вывоза зерна в Иран, из-за которого этот импортёр начал переключаться на него вместо казахстанского. Об этом пишет казахстанское информагентство АПК Новости.
В организации, в частности, заявили о резком снижении отгрузок зерновых культур через терминалы в порту Актау. По её подсчётам, Иран закупает у России более 200 тысяч тонн этой продукции в месяц. Поставки ведутся через порт Астрахань. Этот бесконтрольный, как его назвали в организации, завоз, «приводит к перенасыщению внутреннего рынка и замещению казахстанского зерна на внешних рынках», говорится в сообщении. Из-за этого казахстанские фермеры лишились вышеназванного важного канала для реализации этой продукции, что также привело к дальнейшему падению цен на неё. Однако прогнозируемые объёмы ущерба в организации не назвали.
В связи со сложившейся ситуацией Продкорпорация заявила о планах снизить инвестиции в основной капитал на своих производственных объектах. С текущего по 2030 год их сумма составляла 3 миллиарда 937 миллионов тенге (777 миллионов 380 тысяч 335 рублей по нынешнему курсу, согласно данным ЦБ РФ). Теперь она уменьшена до 2 миллиардов 558 миллионов (505 миллионов 89 тысяч 890 соответственно). При этом снижение суммы коснётся только финансирования «дочки» Продкорпорации, компании АО «Ак Бидай – Терминал». Её основным направлением деятельности как раз и является основная перевалка зерна на морские суда в порту Актау. Туда зерно отгружается с железнодорожного транспорта. Законопроект о снижении инвестиций уже опубликован на республиканском портале законодательных инициатив «Открытие НПА».
Также сообщаются две другие причины для снижения экспорта зерна. Прежде всего, это высокие закупочные цены, которые устанавливает Продкорпорация. Зачастую из-за этого они становятся неподъёмными не только для импортёров, но и участников внутреннего рынка страны. Тормозят поставки и проблемы с логистикой у компании «Казахстан темир жолы» («Казахстанские железные дороги», КЖТ, крупнейший в республике ж/д перевозчик – ROSNG). Они связаны с низко развитой инфраструктурой, износом и дефицитом парка вагонов, нехваткой квалифицированных специалистов и рядом других причин.
Справка ROSNG