Российские птицеводческие компании заинтересованы в наращивании поставок птицеводческой продукции в страны африканского континента. Об этом рассказал генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов, сообщает «Агроэксперт».
«Мы начинаем ломать шаблон, когда Африка воспринимается как неплатежеспособная, с отсутствием логистики, инфраструктуры, невозможностью обеспечить холодовую цепь», — отметил специалист. Глава союза напомнил, что потребительские предпочтения птицеводческой продукции у африканцев достаточно широки. В частности, на континенте востребованы не только гузка, но и пояснично-крестцовая и спинно-лопаточная часть, а также набирают популярность бедро, голень и окорочок. Сейчас, по словам эксперта, в более чем стран Западной Африки уже поставляются бройлер и индейка, и всего туда ввезено свыше 1 тысячи тонн мяса птицы. Оценок конкретных объёмов поставок эксперт не привёл, отметив, что компании только присматриваются к африканскому рынку. При этом глава союза напомнил, что для птицеводов уже действует инструмент поддержки экспорта в страны Африки. Это компенсация части затрат на транспортировку в рамках постановления Правительства 1104. Такая мера стала дополнительным стимулом для поставок на континент.
Также развивается торговля с государствами Юго-Восточной Азии и Персидского залива. Из них в числе лидеров, в частности, названа Саудовская Аравия. По объёму поставок королевство уже вышло на второе место. А без учёта куриных ног и лапок, которые поставляются в Китай, то Саудовская Аравия вполне может претендовать на лидерство, отметил Лахтюхов. Из традиционных стран птицепродукция, в частности, ввозится в Казахстан. Всего, по данным союза, за минувший год Россия увеличила её поставки за рубеж на 84 тысячи тонн от уровня 2023 года – до 430 тысяч.
Глава союза напомнил, что отечественные птицеводы активно диверсифицируют каналы сбыта для того, чтобы избежать перенасыщения отечественного рынка. Задачу по расширению географии поставок эти производители поставили несколько лет назад в связи с подавляющей долей одного рынка сбыта. Это был как раз Китай, на который в 2020-2021 году приходилось более половины поставок. Высокая зависимость только от одной страны создавала серьёзные риски для экспортёров. В то же время, Лахтюхов отметил, что текущая ценовая конъюнктура на внутреннем рынке не обеспечивает такую доходность, при которой предприятия могли бы инвестировать в их модернизацию и дальше наращивать объёмы производства. «Цены практически во всех каналах продаж с 2023 года упали усреднённо на 40%. Сейчас отпускные цены у нас ниже уровня производственных затрат предприятий», - отметил он. Однако себестоимость продукции серьёзно растёт. За прошлый год она увеличилась на 25–27 процентов, за два месяца этого года — ещё на 3,5 процентных пункта. В союзе также ожидают дальнейшего её роста.
Справка ROSNG