Российский Минфин предложил расширить список пунктов пропуска через границу российских удобрений за счёт трёх новых портов – Кавказ, Находка и Темрюк. Об этом говорится в пояснительной записке к постановлению министерства, опубликованной на его сайте.
Соответствующие изменения планируют внести в приложение к постановлению Правительства РФ № 1988 от 20 ноября прошлого года. Они, прежде всего, коснутся азотных и сложных удобрений (коды ТН ВЭД 3102 и ТН ВЭД 3105 соответственно), на которые были введены квоты с декабря прошлого года. В министерстве отмечают, что дополнительных финансовых затрат на реализацию законопроекта не потребуется.
Авторы законопроекта считают, что эти меры должны расширить возможности поиска и номинирования торгового флота для погрузки продукции. Они поясняют, что этот вопрос актуален на фоне санкций. Прежде всего, из-за них нарушена логистика (в том числе, морская). Например, для российских экспортёров удобрений стал невозможным вывоз этой продукции через порты Прибалтики, по которым ранее вывозилась наибольшая часть их объёмов. Также стало сложно хранить удобрения на складах в достаточном объёме. Не стоит забывать и об отказе некоторых транспортных компаний предоставлять суда для перевозки грузов российского происхождения или страховщиков в страховании этих перевозок из России и ограничении заходов судов в российские порты. Ранее об этом неоднократно напоминал глава Российской ассоциации производителей удобрений и гендиректор компании «Фосагро» Андрей Гурьев. Причина в том, что они боятся сами попасть в немилость со стороны стран Запада. Из-за этого в более чем 95 процентах случаев для перевозки удобрений приходится задействовать иностранный флот. Это не только само по себе создаёт зависимость от него, но и снижает интерес к российским судам. В будущем такая ситуация может привести к срыву проектов по их строительству и поставить судостроение на грань коллапса.
Экспортные квоты на два этих вида удобрений были введены решением Правительства 3 ноября прошлого года. Изначально они должны были действовать полгода, но затем срок был продлён до конца текущего. Также кабмин определил пункты, через которые наша страна может поставлять эту продукцию. К концу года в их список вошли 14 морских и речных порта, а также 15 железнодорожных, 22 автомобильных и шесть воздушных пунктов пропуска. Из водных маршрутов это Большой порт Санкт-Петербург, пять южных (Азов, Анапа, Ейск, Новороссийск и Туапсе), четыре в Ленинградской области (Брусничное, Выборг, Высоцк и Усть-Луга), два на Дальнем Востоке (Владивосток и Восточный), а также Мурманск и Приморск. В начале апреля этого года он пополнился портами Калининграда, Ростова-на-Дону и Таганрога и несколькими наземными пунктами пропуска.