В конце мая состоялось заседание правительства РФ, на котором было принято решение не переносить сроки введения обязательной маркировки лекарственных препаратов, табачных изделий и обуви и сигарет. Запрет на оборот немаркированной продукции вступает в силу 1 июля, что было подтверждено в ходе недавнего совещания президента Владимира Путина с членами кабинета министров.
Глава государства особо подчеркнул важность своевременного начала реализации проекта маркировки и назвал его крайне важным для скорейшего возвращения экономики страны. На совещании министр здравоохранения Михаил Мурашко назвал маркировку лекарств необходимостью и сообщил, что фактически сегодня эта система уже эффективно работает при реализации дорогостоящих препаратов в рамках программы «Семь нозологий». С 1 июля маркироваться будут все лекарственные средства – для этого уже подготовлены нормативные документы, а также соответствующее оборудование.
Данную инициативу также поддержала Госдума. Первый замглавы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев в среду сообщил, что депутаты не будут предлагать поправки в законодательство об изменении сроков введения обязательной маркировки лекарств в РФ, но предложат правительству принять комплекс мер для безопасного перехода к работе в новых условиях.
В настоящее время обсуждается вопрос перехода на обязательную маркировку товаров легкой промышленности. Так, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что ведомство готово обсуждать предложения по борьбе с контрафактной продукцией в легкой промышленности, в том числе включая и предложения по маркировке и развитию экспорта. Он отметил, что в настоящее время ведется совместная работа с представителями налоговой службы, Минпромторга по подготовке соответствующих предложений, способствующих «обелению» отрасли, минимизации объема нелегальной и контрафактной продукции на российском рынке. Антон Силуанов подчеркнул, что эти меры являются важным шагом в составе общенационального плана выхода экономики страны из кризиса.
Участники совещания отметили: проведенный эксперимент показал, что единая система учета маркированных товаров стабильно работает даже при серьезной нагрузке. Кроме того, большинство производителей лекарств, табачных изделий и обуви подготовились в утвержденные сроки. Они оптимизировали бизнес-процессы и рассчитывают занять долю рынка, которая освободится вследствие ухода «серых» товаров.
В скором будущем еще две отрасли – производители молока и питьевой воды – начнут в обязательном порядке маркировать производимую продукцию. Благодаря нанесению кодов появляется возможность отследить все этапы прохождения продукта, от производства до выбытия на кассе, а это становится залогом исключения «серой» продукции из оборота.
Сейчас оператор проекта, Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) проводит эксперимент по маркировке молочной продукции, в котором принимают участие многие игроки этого сегмента рынка. Он продлится до 31 декабря 2020 года, с тем чтобы за это время успеть отработать все процессы, при необходимости скорректировать отдельные моменты. В системе уже зарегистрировано 257 производителей, 78 импортеров, 272 представителя оптового звена и 1385 представителей розницы. И это количество постоянно растет: чем больше участников рынка производства и продажи молока присоединятся к проекту на этапе эксперимента, тем проще им, а также всей отрасли будет начать работать в новых условиях со следующего года. К тому же сейчас ЦРПТ финансирует затраты на поставку и установку оборудования, программного обеспечения и сопутствующие сервисы.
Но самая важна задача проекта маркировки – это защита потребителя, поставка на рынок только качественной продукции от проверенных производителей. Пользуясь экономическим кризисом, недобросовестные производители стремятся реализовать низкокачественную или поддельную продукцию. Чтобы минимизировать такую возможность, ЦРПТ разработал специальное мобильное приложение «Честный ЗНАК», его уже установили около 600 тысяч человек, которые просканировали 5,5 миллионов кодов. С его помощью покупатель может проверить легальность приобретаемой продукции и в случае нарушения продавцом законодательства проинформировать об этом контрольно-надзорные инстанции.
-
Пищепром - специализированный новостной канал в WhatsApp. Присоединяйтесь!