Стоимость бензина и дизельного топлива основных категорий на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) увеличилась до рекордной с октября прошлого года. Об этом сообщается в материалах биржи.
Сильнее всего подорожал бензин марки АИ-95 (премиум) – на 1,9 процента до 64 563 рубля за тонну. Цены на АИ-92 (регуляр) увеличились на 1,77 процента или до 51 859 рубля. Зимнее дизельное топливо стало дороже на полтора процента, до 66 461 рубля, летнее – на 1,3 до 66 011 рублей за тонну, а межсезонное — на 1,62 до 66 215 рублей. С начала года сезонное горючее подорожало в полтора раза. Из других видов топлива заметнее всего выросли цены на сжиженные углеводородные газы (СУГ) – на 4,79% до 13 982 руб., а стоимость топочного мазута увеличилась на 2,47% до 32 134.
Подорожание горючего эксперты объясняют активизировавшимися за последние месяцы атаками украинских беспилотников на российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). От них уже пострадали крупные объекты в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Новошахтинске, Орле, Туапсе, Рязани, Нижнем Новгороде и многих других городах. Некоторые из этих предприятий уже остановили работу и проводят ремонт, точные сроки которого не сообщаются. По некоторым данным, не остановился на ремонт только Московский НПЗ. В Минэнерго опасаются, что из-за этого объёмы нефтепереработки в России по итогам текущего года могут серьёзно снизиться. Также эксперты отметили, что из-за военной ситуации между Россией и Украиной выросла стоимость нефти на мировых рынках и газа в ЕС.
Напомним, что с начала лета прошлого года в России цены на российское топливо выросли до рекордных, а в некоторых регионах стал наблюдаться его дефицит. В Минэнерго это объяснили сложностями с поставками в южные регионы из-за наплыва туристов. Однако осенью, когда туристический сезон уже закончился, ситуация не изменилась. Кроме того, она стала наблюдаться в других регионах. Реальными причинами оказались закрытие автозаправок для намеренного создания искусственного дефицита, а также «серый» экспорт топлива (продажа горючего за рубеж по более высокой стоимости чем оно покупалось на внутреннем рынке), который составил несколько миллионов тонн. С осени власти подготовили ряд мер для решения проблемы. Правительство, а также само министерство и все остальные заинтересованные ведомства договорились с нефтяными компаниями по поводу бесперебойных поставок топлива для аграриев и взяли этот вопрос на контроль. Во избежание дальнейших незаконных поставок для компаний, которые не являются производителями топлива, экспортная пошлина на нефтепродукты была также повышена с 20 до 50 тысяч рублей. Были увеличены нормативы поставок автомобильного бензина пятого класса и дизельного топлива на биржу с ранних 13 и 9,5 до 15 и 12,5 процентов соответственно. Продажа топлива на бирже позволит независимым автозаправкам закупать его по рыночным ценам и тем самым избежать монопольного ценового сговора. А увеличение её доли повысит предложение горючего на российском рынке. Также возвращён старый коэффициент для компенсаций нефтяникам (1 вместо 0,5). Это акциз, который возвращается производителям этой продукции в виде компенсаций разницы между средней экспортной ценой на нефть и стоимостью бензина или дизельного топлива на внутреннем рынке. Помимо их поддержки, эта мера должна была обеспечить разумные цены. Также отслеживать стоимость горючего во всех сегментах продаж было поручено федеральной антимонопольной службе (ФАС). Также президент Владимир Путин поручил обеспечить аграриев нужными объёмами горючего в зимний период и по доступным ценам.