Вчера, 3 июня, большинство категорий российского горючего, в том числе, специализированного, показало крупнейшее за последнее время снижение цен на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ, один из главных индикаторов, определяющих цены на эту продукцию в России – ROSNG). Об этом сообщается в материалах биржи.
Из массовых видов топлива сильнее всего подешевел бензин АИ-95 (Премиум) – на 2,64 процента до 52 434 рублей за тонну. Близко к нему падение стоимости у другой конкурирующей марки, АИ-92 (Регуляр) – на 2,31 процента до 46 484. Цены на летнее дизельное топливо снизились на 0,52% или до 62 038 рублей. На зимнее и межсезонное они не изменились. Из других видов горючего рекордное и крупнейшее подешевение оказалось у топочного мазута – на 7,1% до 30,626 тысячи. Стоимость авиакеросина (топлива для реактивных двигателей) снизилась на 2,52% до 77,141 тыс. Сжиженные углеводородные газы, в свою очередь, подорожали до 10,392 тысячи рублей или на 2,65 процента.
Как отмечает OilCapital, для текущего календарного сезона снижение цен в принципе, особенно на большинство позиций, не присуще. Одной из причин этого в сообщении называется слишком серьёзное перепроизводство топлива. В мае этот факт подтверждали данные министерства энергетики и Росстата. В Минэнерго сообщали, что по состоянию на середину месяца запасы автомобильного бензина основных марок и дизельного топлива на НПЗ и нефтебазах составляли около 2,1 и четырёх миллионов тонн. А по информации статистического ведомства, к концу апреля их производство в стране выросло на 4,5 и 3,7 процента от прошлого месяца или до 816,7 тысячи и 1,66 миллиона тонн соответственно.
В связи с этим власти в очередной раз ограничили экспорт топлива. Впервые такая мера была принята с 21 сентября прошлого года, не распространяясь только на поставки продукции в рамках межправительственных контрактов. Причиной стала борьба с «серым» экспортом нефтепродуктов. Так называется неучтённый вывоз за границу тех их объёмов, которые ранее закупались на бирже и за которые из российского бюджета выплачен демпфер, по более высокой стоимости чем они закупались. В свою очередь, демпфер – это доплата нефтяникам компенсаций в случае, если экспортная цена на топливо превышает фиксированную на внутреннем рынке, составляющую 55,2 тыс. и 52,25 тысячи рублей за тонну для бензина и дизтоплива соответственно. 17 ноября запрет на экспорт временно отменили в отношении бензина, а 22-го – и для дизельного топлива. Такое решение принято из-за опасений, что переработка нефти снизится, и это приведёт даже к переизбытку топлива на внутреннем рынке. С марта текущего года, когда стало ясно, что внутреннему рынку это не угрожает, экспорт вновь был запрещён, но с 22 марта из-за новых рисков был разрешён вывоз дизеля, за исключением зимнего. На последний запрет сохранялся из-за острой потребности сельхозпроизводителей в топливе для проведения сезонных полевых работ уже в текущем году. По той же причине президент Владимир Путин поручил производителям горючего обеспечить аграриев нужными объёмами, а нескольким ведомствам – проконтролировать этот вопрос. В конце мая экспорт вновь был разрешён. Также напомним, что в сентябре был подготовлен комплекс мер по поддержке нефтепроизводителей и увеличении поставок на внутренний рынок. Это позволило решить проблему с наблюдаемым с лета прошлого года повышением цен на горючее и его локальным дефицитом. «Серый» экспорт стал одной из причин этой ситуации, другой стало создание некоторыми производителями искусственного дефицита за счёт закрытия автозаправок.