Российская антимонопольная служба (ФАС) рассматривает возможность публикации цен на бензин и дизельное топливо на автозаправках в открытом доступе для всех россиян. Как сообщает ТАСС, об этом рассказал глава службы Максим Шаскольский.
Речь идёт об отслеживании в онлайн-режиме изменения стоимости этой продукции, а также обнародовании списка АЗС с наиболее дешёвым и, наоборот, самым дорогим горючим (в том числе, нарушающих антимонопольное законодательство при повышении стоимости). Для предоставления такой информации планируют использовать официальные Интернет-ресурсы региональных исполнительных органов власти, занимающихся регулированием в сфере топливно-энергетического комплекса на территории каждого из субъектов. Ранее письмо с такими предложениями ещё в сентябре этого года главе ФАС направил руководитель думской фракции «Новые люди» Алексей Нечаев.
«Инициатива будет учтена ФАС России в дальнейшей работе», - сказал Шаскольский. Он рассказал, что регулятор постоянно отслеживает стоимость автомобильного бензина марок АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо в оптовом, розничном и других сегментах рынка. По его данным, по состоянию на 30 октября оптовые биржевые цены на эту продукцию снизилась на 29,3, 28,8 и 25,7 процента, то есть с 70 372 до 49 737, 75 892 до 54 047 рублей и с 74 779 до 55 572 рублей за тонну соответственно. Также, по его словам, вслед за оптовыми ценами потянулись вниз и розничные.
Напомним, что в начале лета на проблемы с высокими ценами за топливо, а затем и вовсе его дефицит пожаловались сельхозпроизводители крупных аграрных регионов. Наиболее сложная ситуация была на юге страны (например, Астраханской и Волгоградской областях, Калмыкии и Крыму). В Министерстве энергетики её объясняли серьёзной загруженностью железной дороги в туристический сезон, по которой горючее доставляется в южную часть страны. Однако даже осенью, когда этот сезон окончился, проблема не решилась, а только распространилась на другие регионы. В их числе – Новосибирская, Рязанская и Саратовская области. Выяснились две её причины – создание искусственного дефицита за счёт умышленного закрытия автозаправок, а также вышеназванный «серый экспорт». Министерство совместно с Правительством и Минсельхозом подготовили план по решению проблемы. Минэнерго пообещало разобраться с первой проблемой и наказать нарушителей. В аграрном ведомстве предложили для пресечения незаконного вывоза нефтепродуктов ввести запрет на него. Кабинет министров поддержал эту инициативу. Исключение было сделано для производителей, которые поставляют не менее половины своей продукции на внутренний рынок. Кроме того, ведомства заключили соглашение о поставках нефтяными компаниями нужных объёмов топлива для аграриев и об их увеличении. В частности, доля продаж бензина пятого класса выросла с 13 до 15, а дизельного топлива – с 9,5 до 12,5 процентов соответственно. Для компаний, которые не являются производителями топлива, также повысили экспортную пошлину на нефтепродукты с 20 с 50 тысячи рублей за тонну. В российской антимонопольной службе отметили, что такая мера позволит стабилизировать цены на топливо в стране и сформировать дополнительные объёмы необходимого горючего для фермеров и других потребителей. Самому регулятору было поручено отслеживать стоимость горючего во всех сегментах продаж. Благодаря этим мерам цены на топливо в стране начали периодически падать, но по-прежнему находятся на уровне выше весеннего. Также на прошлой неделе президент России Владимир Путин поручил Правительству разработать и согласовать новые меры по стабилизации стоимости всех видов бензина и дизельного топлива обеспечить российских сельхозпроизводителем достаточными объёмами топлива на оставшийся осенний период текущего и зимний период следующего года.