С 1 апреля в России вступил в силу национальный стандарт ГОСТ Р «Услуги общественного питания. Рекомендации по разработке, оформлению и содержанию винных карт», сообщили в российском Минсельхозе.
Некоторые подробности об этом ГОСТе рассказал РБК. Новый стандарт предъявляет особые требования к оформлению и содержанию самих винных карт. В частности, в них на 20 процентов должна быть представлена отечественная винодельческая продукция, которая будет помещаться в начале списка и выделяться специальными пометками. Сама карта может быть как отдельно оформлена, так и включена в общее меню. Кроме того, заведениям рекомендуют дублировать её в электронном виде на своих сайтах. При её разработке Росстандарт советует учитывать общую концепцию заведения, его целевую аудиторию, а также местоположение, региональные особенности и возможности регулярного пополнения запаса вин. Также стандарт прописывает конкретное определение термина «винная карта». Это ассортиментный перечень алкогольной продукции, которая предлагается потребителю в том или ином предприятии питания, с указанием конкретных объёма (веса, массы) и цены. Ещё один указанный там термин – побокальная позиция. Так называют вино, которое разлито в потребительскую упаковку для розничной продажи на производстве, впоследствии откупоренное на предприятии питания и отпускаемое потребителям порционно (то есть как раз побокально).
При этом ГОСТ делит винные карты на классические и авторские. Для классических требуется более строгое изложение информации. Например, сначала там должны быть представлены побокальные позиции, за ними следуют игристые, белые, розовые и красные вина. Затем следуют напитки по характеристике – креплёные вина, иные спиртные напитки, которые производятся «путём сбраживания растительного или плодового сырья», плодовая алкогольная продукция (бывшие плодовые вина), вино в нестандартной таре и другие алкогольные напитки. Коктейли и дижестивы рекомендуется помещать в других разделах винной карты или в отдельную. Также при описании напитков необходимо указывать наименование продукции, страну и регион происхождения, название производителя и стоимость этой позиции. В авторской же винной карте структура может быть произвольной, но должна быть составлена также на основе типов вина и их характеристик и быть понятной потребителю. Названия вин в карте должны быть написаны на одном из международных языков, однако российские рекомендуют указывать на русском.
Новый госстандарт стал первым, который детально описывает лучшие практики по оформлению винных карт на отечественных пищевых предприятиях. Он был утверждён приказом Росстандарта ещё 11 ноября прошлого года. В его окончательной разработке приняли участие Роскачество, Ассоциация «Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России» (АВВР), Российская Ассоциация Сомелье, Федерация рестораторов и отельеров России, а также отраслевые эксперты. В российском Минсельхозе считают, что принятие нового стандарта облегчит продвижение российских вин и знакомство с ними потребителей, создаст более удобную навигацию в винных картах и поспособствует развитию винной культуры в стране. С этим соглашаются также представители вышеназванных организаций. В то же время, замглавы Роскачества Елена Саратцева отмечает, что новый ГОСТ носит рекомендательный характер и создан, в первую очередь, для удобства потребителей.