Материал подготовлен экспертом-аналитиком Сергеем Плужниковым и специалистами ФГБУ «Центр оценки качества зерна»
Статья впервые опубликована в ноябре 2022 года («Журнал Агробизнес», №7, 2022).
На фоне непростой геополитической ситуации было решено, что у государства должен быть неснижаемый остаток сахара и зерна. В связи с этим возобновились закупочные интервенции для регулирования рынков данной продукции. Их суть проста: создается специальный фонд, в котором будут накапливаться запасы товаров, приобретенных у аграриев.
Для сахара минимальный порог резерва установлен в 250 тыс. т, для зерна — 3 млн т. Предполагается, что приобретение будет осуществляться в 2022/2023 годах, на что из государственного бюджета уже выделено 17,3 млрд рублей. Последний раз интервенционные закупки продовольствия проводились в 2016 году. Сам по себе инструмент не отменялся — он действует с 2001 года и направлен на регулирование цен на рынке. Так, с целью предотвращения резкого скачка цен на зерно Национальная товарная биржа (НТБ) 20 января 2021 года возобновила его продажу из государственного фонда.
Объёмы закупок
Представители АО «Объединенная зерновая компания» (АО «ОЗК»), которое является основным оператором при интервенционных закупках, уточнили, что в 2022 году в фонд будет внесено 90 тыс. т сахара и миллион тонн пшеницы. По результатам конкурсных процедур уже удалось отобрать 101 компанию — хранителя сельскохозяйственной продукции с заявленным объемом хранения свыше 3,6 млн т. Предположительно, конечные цели закупок будут достигнуты к 2024 году.
В АО «ОЗК» также сообщили об отборе организаций в 26 регионах. В частности, зерно интервенционного фонда будет храниться в Москве, Московской, Курганской, Новосибирской, Саратовской, Тюменской, Кемеровской, Омской, Волгоградской, Нижегородской, Оренбургской областях, Красноярском, Алтайском и Ставропольском краях, Республиках Чувашия и Татарстан. Отбор хранителей сахара проводился в 16 регионах: Курской, Нижегородской, Воронежской, Пензенской, Белгородской, Саратовской, Тамбовской, Ульяновской, Орловской, Липецкой областях, Ставропольском, Краснодарском и Алтайском краях, Республиках Татарстан, Мордовия и Башкортостан. Сейчас АО «ОЗК» проверяет готовность элеваторов к содержанию сельскохозяйственной продукции и контролирует, чтобы победители конкурсов соблюдали технические регламенты, противопожарные и санитарные требования, а заявленные мощности хранилищ соответствовали действительности.
Отмечается, что возобновление работы интервенционного фонда даст работу около 10 тыс. человек при условии эксплуатации 100 элеваторов. В свою очередь, Министерство сельского хозяйства РФ издало приказ, которым установлены предельные закупочные и товарные цены на продовольствие на период с 1 апреля 2022 года по 30 июня 2023 года.
Преимущества и риски
Хотя инструмент интервенций поддерживает обе стороны рынка, то есть и производителей, и покупателей, а также защищает их от значительных скачков цен, его становление в России шло не без трудностей и препятствий. Участники и эксперты рынка отмечали ряд недостатков данного способа регулирования продовольственных запасов. В частности, они касались непредсказуемости механизма закупок и последующей реализации продовольствия — от выбора регионов для запуска интервенций до произвольной смены цен. Также обращалось внимание на искажение рыночных сигналов, которое происходит из-за интервенций. Например, аграрии Сибири выделяли большое количество посевных площадей под пшеницу для последующей продажи зерна в интервенционный государственный фонд, хотя в реальности регион не нуждается в таком количестве данной продукции. Помимо этого, нередко отмечаются отсутствие существенного поддержания уровня цен или его снижения, в результате чего появляется риск увеличения импорта или экспорта товаров, и дороговизна обеспечения интервенционного механизма, заключающаяся в хранении зерна на складах в течение длительного времени, логистических расходах, страховании продовольствия.
«В то же время решение о возобновлении проведения интервенций со стороны Национальной товарной биржи можно расценивать положительно, поскольку они были полезной мерой регулирования внутреннего рынка», — считает Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). От этого инструмента не стоило отказываться, он лишь нуждался в доработке. Согласен с необходимостью наличия интервенционного фонда в России Владимир Петриченко, генеральный директор аналитической компании «ПроЗерно». Однако его нужно реформировать, поскольку все механизмы создавались в начале 2000-х годов и к 2022 году устарели. Главными критериями модернизации должны стать следующие принципы: оперативность, гибкость и быстрота. Сегодня инструменты интервенционных закупок неповоротливы.
Ряд требований
Выступая на XXIII Зерновом круглом столе, Владимир Печеный, директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОЗК», рассказал, что изменится в интервенционных механизмах в 2022 году. Например, категория покупателей в ходе интервенций будет определяться Министерством сельского хозяйства РФ только по согласованию с ФАС. Также регионы для проведения закупок в данный фонд будут выбираться исходя из их статуса мукомолов. Иными словами, у субъектов должна быть возможность при необходимости переработать зерно в муку.
Для включения в интервенционные закупки с целью стать хранителем сельскохозяйственной продукции участники рынка должны выполнять ряд условий. Прежде всего, их имущество должно находиться у них в собственности или на праве аренды на срок от 10 лет, а продовольствие застраховано на весь период хранения. Сейчас он составляет три года. По словам Владимира Печеного, главная проблема проведения отборочных туров по интервенционным закупкам состоит в неквалифицированной подготовке бумаг со стороны конкурсантов. В некоторых случаях участники не представляли техническую документацию, что осложняло оценку их мощностей для хранения зерна. Другие претенденты некорректно заполняли саму конкурсную заявку или направляли несоответствующие страховые полисы.
Влияние на рынки
Некоторые аграрии беспокоятся, что интервенционные закупки напоминают новый вид продразверстки или продналога. Однако эксперты подобного мнения не разделяют. Так, Дмитрий Рылько отмечает, что в случае продразверстки у аграриев все товарное зерно изымается насильственным образом. «Продналогом назвать интервенции можно было бы только при условии закрепления специальных положений в законе. Например, при внесении обязанности предоставлять 5% доли зерна государству по невысоким твердым ценам взамен на смягчение экспортных пошлин», — рассуждает эксперт. «Интервенции — в первую очередь инструмент поддержания рынка и предотвращения скачков цен, и называть их продразверсткой некорректно», — уверен Владимир Петриченко. Такие закупки благоприятно скажутся на ценах внутреннего рынка: они не дадут им сильно упасть или подняться. «Однако очень многое в плане влияния на них через данный механизм зависит от объемов приобретения продовольствия и его последующей реализации», — указывает эксперт.
По мнению Владимира Петриченко, в рамках мирового рынка одно только объявление о закупочных и товарных ценах в рамках интервенций уже может привести к росту стоимости сельскохозяйственной продукции. Такое явление будет связано с тем, что создание запасов зерна и сахара в интервенционных фондах снизит экспортный потенциал производителя. Делать прогнозы относительно розничных цен сложнее, поскольку переход товара из опта в розницу сопряжен с влиянием большого числа разнообразных факторов. Вместе с тем регулирование цен, как указывает эксперт, не всегда бывает корректным. Например, в июне и июле текущего года наблюдалось сильное падение внутренней стоимости зерна в России. Однако на эту ситуацию никто не обращает внимания, несмотря на то что хлеборобы из-за подобной ценовой конъюнктуры терпят реальные убытки. «Другое дело, когда цены начнут повышаться. В этом случае главными пострадавшими вновь становятся аграрии. Для урегулирования цен вводятся ограничение экспорта, квоты, что снова приводит к убыткам у фермеров», — рассуждает эксперт. В целом, несмотря на некоторые нюансы, зерновые интервенции можно назвать важным и необходимым инструментом в текущих условиях.