Фермеры-виноделы забили тревогу. Сразу четыре объединения производителей вина (Союз Фермерских Винодельческих хозяйств, Ассоциации «Виноградари и виноделы», «Вино честно» и «Народный фермер») просят снизить нагрузку на бизнес в части административных процедур, связанных с продлением лицензий. По их словам, излишние, а порой и незаконные требования не только не дают развиваться винодельческому бизнесу, но и ставят крест на крепких хозяйствах.
В редакцию Национального аграрного агентства обратился председатель Союза Фермерских Винодельческих хозяйств Геннадий Опарин. Он рассказал, что отказы в продлении лицензии на производство, хранение и продажу вина Федеральной службой по контролю за алкогольным и табачным рынками (Росалкогольтабакконтролем) носят системный характер, а проведение проверок оборудования для производства вина, в частности, противоречит Техрегламенту Таможенного союза.
По закону фермер, имея лицензию, может производить в год до 150 тонн вина (примерно 200 тысяч бутылок). Первые лицензии КФХ начали получать пять лет назад сроком на пять лет, и, соответственно, сейчас у тех, кто получил этот документ в числе первых подошёл срок для продления. Здесь, как говорят виноделы, началось самое страшное. На сегодняшний день уже четырём фермерам отказали в лицензии из-за технических ошибок. В отраслевых сообществах опасаются, что в аналогичной ситуации могут оказаться многие малые винодельческие предприятия, которых в России всего лишь около ста.
Глава Союза Фермерских Винодельческих хозяйств рассказал нашим журналистам о проблеме на своём примере. Никакого нового оборудования за пять лет действия лицензии в его хозяйстве в Анапе не появилось, но инспектор Росалкогольтабакконтроля, который проводил проверку, допустил ошибку. Из 174 единиц оборудования вместо двух ёмкостей по 620 литров он указал по 630 литров. Несмотря на то, что суд признал ошибку проверяющего, винодельческая лицензия продлена не была. По закону, Опарин обязан был после этого либо уничтожить виноматериал, либо реализовать продукцию в течение двух месяцев. Даже для небольшого бизнеса это крайне маленький срок, учитывая, что 100 тонн вина требовалось не просто продать, но предварительно ещё и заказать акцизные марки, и разлить.
Данная норма невыполнима и за четверть века своего действия устарела, говорят в Союзе. Виноделы просят дать им возможность реализовывать продукцию в течение полугода-года в случае не продления лицензии. Пока же последствия для бизнеса оказываются кошмарными.
У Опарина через два месяца вино было изъято сотрудниками Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД Новороссийска. Речь идёт о 25 тоннах выдержанного красного вина в бочках и около 50 тысячах бутылок. Наш собеседник оценивает свои убытки в 50 миллионов рублей и при этом отмечает, что изъятие происходило, несмотря на то, что у него на руках уже было решение Арбитражного суда г.Москвы о продлении лицензии и этот документ был предъявлен сотрудникам ОЭП (жалоба в прокуратуру Краснодарского края на действия правоохранителей есть у нашей редакции).

Другому главе КФХ, Василию Марченко, не продлили лицензию из-за того, что у него не было сертификата на основное технологическое оборудование – полиэтиленовые ёмкости. Однако здесь требования Административного регламента Росалкогольтабакконтроля идут вразрез со статьёй 7 Техрегламента Таможенного союза, говорят специалисты. В первом случае оборудование подлежит проверке при продлении лицензии, в положениях ТС при этом говорится, что для оборудования, которое уже было в эксплуатации не требуется подтверждения на соответствие требованиям Техрегламента. К тому же в 2020 году эти же ёмкости уже были допущены к использованию лицензиаром. В случае с Марченко, также через суд вопрос лицензирования был решён в пользу винодела.
«Но, наверное, можно же было в случае нехватки какого-либо документа просто снять ёмкость с учета и решить вопрос в досудебном порядке. Почему такой механизм регулятором не применяется?!», - говорит председатель Союза Фермерских и Винодельческих хозяйств. Соответствующее обращение в федеральный Росалкогольтабакконтроль и его представительство в ЮФО от Союза фермерских и винодельческих хозяйств также есть в распоряжении нашей редакции. Не смог продлить лицензию и тоже из-за недостающих ёмкостей при смене помещения ещё один успешный до недавней поры фермер – Игорь Зубков. Он является совладельцем винодельни «Фервино» (FerVino), которая была основана совместно с потомственным виноделом Александром Доротенко. Также совладельцем этого производства являлся сын Иосифа Кобзона – Андрей.
Через два месяца после отказа в продлении лицензии у Зубкова тоже конфисковали всю продукцию. Свои потери фермер оценивает в 30 миллионов рублей и через суд оспаривает действия уполномоченных органов. При этом сам фермер, у которого семеро детей, сказал нам, что из-за сложившейся ситуации остался без средств к существованию.
Участники рынка утверждают, что Федеральный закон №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» устарел по многим пунктам и не учитывает особенности малых форм хозяйствования. При этом они задаются вопросом, почему Росалкогольтабакконтроль не идёт на диалог с представителями отрасли, а за ошибки инспекторов, которые влекут многомиллионные убытки, никто не отвечает.
главное сегодня:



