колонка эксперта
Олег Бронников,
Председатель кооператива второго уровня «Ростовский фермер», член Экспертного совета Южного аграрного агентства
Россия ввела мораторий на поставку продуктов питания из западных стран, что стало предметом спора среди специалистов – к каким последствиям это приведет? Станем ли мы сами производить «выпавшие» из импорта продукты питания, или их заменят производители из азиатских и латиноамериканских стран, или мы снова вернемся к временам пустых полок и еды по талончикам.
Я абсолютно убежден, что введенное эмбарго – это благо для российского производителя. Судите сами – во времена СССР мы выпускали все, от иголки до ракеты, и никакие санкции нас не пугали. А за годы перестройки доля российского производителя на полке сократилась до абсурдного минимума. Сегодня ситуация меняется, но сельхозпроизводителям и кооперативам сегодня не стоит впадать в эйфорию. Да, пожалуй, впервые за два с лишним десятилетия у нас появился реальный шанс заместить импортную продукцию. Но сможем ли мы им воспользоваться? Проблем здесь сразу несколько.
Во-первых, уровень господдержки. Импортные продукты как раз и имели преимущество перед отечественными, потому что в странах Европы и США сельхозпродукция дотируется иногда в несколько раз (на порядок) больше, чем в России. Себестоимость этой продукции гораздо ниже, и она конкурентоспособней. Я вынужден констатировать, что отечественные производители в последний месяц стали увеличивать отпускные цены на продукцию. И это естественно: при их производственных расходах они не могут держать такую низкую цену, которая была на субсидируемое Западом импортное продовольствие. Многие российские хозяйства уже на грани банкротства. Поэтому если государство хочет увеличить долю отечественного производителя и при этом удержать продовольственную инфляцию, то необходимо увеличивать субсидии. А также пересмотреть сами механизмы субсидирования, сделать их более адресными и более эффективными. Не размазывать деньги «одинаковым тонким слоем» по всем хозяйствам, а стимулировать те, у которых есть реальные проекты по увеличению собственных производственных мощностей, созданию логистических центров, овощехранилищ, цехов по переработке продукции. Особенно это актуально в мясо-молочном секторе, т.к. это скоропортящиеся продукты и их надо перерабатывать сразу, на месте. Да и прибавочная стоимость у переработанной продукции выше, а это значит крестьянин получит больше прибыли и быстрее сможет рассчитаться с долгами. Не секрет, что закредитованность производителя на селе приобрела катастрофические размеры.
акцент
«Эффективное производство невозможно без
планирования и государственного контроля»
Во-вторых, необходимо пересмотреть кредитную политику в АПК. Не секрет, что производственный цикл, скажем, по говядине составляет 6-8 лет. В птицеводстве или растениеводстве эффект был бы ощутим уже на второй год. А в производстве молока – через 3-4 года. Банки не дают мелкому и среднему агробизнесу таких длинных денег. А если кто и даст, то с учетом нынешних кредитных ставок в России ни один проект по производству говядины все равно не будет достаточно рентабельным без поддержки государства. При этом Россия - богатая страна, у нас есть деньги, просто их нужно вовлекать в экономику. Думаю, сегодня пришло время вкладывать деньги не в американские облигации, а в собственную финансовую структуру, т.к. сельскому хозяйству нужны не дорогие кредиты. Тогда и рентабельность будет выше и товары на полках стоить дешевле.
В-третьих, одна из ключевых проблем сельского хозяйства – сбыт. Мы как кооперативное движение сейчас пытаемся находить новые рынки сбыта: на ярмарках, в магазинах шаговой доступности и так далее. Но ключевой точкой сбыта за последнее десятилетие стали крупные розничные сети, ритейл. Они диктуют свои условия производителям, зачастую либо неприемлемые, либо трудновыполнимые. К сожалению, даже принятый не так давно «Закон о торговле» не решил проблему доступа сельхозпроизводителей на полку. Ритейл в ближайшее время почувствует сокращение импорта, и, мы очень надеемся, начнет обращать внимание на российскую продукцию, а не просто заменит её другим, несанкционным импортом. Здесь, как никогда должны включиться государственные регуляторы, чтобы защитить собственных, российских производителей. Безусловно, должны подтянуться до рынка и сами аграрии – со своей стороны гарантировать ритмичные, без сбоев поставки товара одинаковой кондиции, уделять качеству товара особое внимание. Многим нужно пересмотреть свое отношение к товарному виду, упаковке и так далее и здесь без кооперации не обойтись.
И, пожалуй, главное. Эффективное производство невозможно без планирования и государственного контроля. Когда либералы говорят «Рынок все расставит по своим местам», я говорю – «Нерегулируемый рынок задушит последнее». Когда производство витает в хаосе, о какой эффективности может идти речь? Я не говорю о том, что надо вернуться к госпланам и расписанным пятилеткам. Но должны быть элементарные расчеты, какой продукции сколько необходимо, какие виды продовольствия нужно наращивать в долгосрочной перспективе и так далее. Только в этом случае у аграриев будут ясные экономические перспективы, они будет понимать, во что и когда вкладывать деньги, а также будут спокойны за сбыт.
Все эти меры позволят нам безболезненно и в самые короткие сроки заменить импортные продовольственные товары на отечественные и значительно улучшить экономическое состояние нашего аграрного сектора.