В прошлом сезоне объем экспорта растительного масла из РФ товара вырос более чем на 20 процентов и впервые превысил объем внутреннего потребления. Поэтому теперь наши аграрии будут наращивать производство в расчете на внешний рынок. Что же ждет одну из главных отраслей АПК в будущем? Смогут ли российские производители стать ведущими игроками на мировом рынке и что им мешает? Об этом рассказал исполнительный директор Масложирового союза России, член Экспертного совета Национального аграрного агентства Михаил Мальцев, выступая на «Масложировой конференции», которая завершилась на прошлой неделе в Москве.
Михаил Мальцев, Исполнительный директор Масложирового Союза России:
После обращения президента к Федеральному собранию, где он поставил задачу к 2024 году нарастить объем несырьевого неэнергетического экспорта в два раза, мы решили смоделировать, что мы может сделать в своей отрасли. Конечно, обозначенные сроки и темпы развития потребуют значительных усилий со стороны бизнеса и государства. Тем не менее, наш расчет – выйти на ежегодное производство 35 млн тонн масличных и обеспечить большую долю их переработки внутри страны.
В 2017 году производство в масложировой отрасли стабильно росло. Ключевыми продуктами оставались растительные масла, растительный шрот и продукция верхнего передела: маргарины и майонезы. Растительное масло - безусловный лидер. Ежегодный прирост экспорта с 2001 года - почти 23%. Такой динамики, наверное, нет ни у какого другого продукта. Подсолнечное масло, в частности, занимает второе место в РФ по объему экспорта, после горячекатаного проката в среднем переделе. В прошлом году мы впервые вывезли на экспорт продукции столько же, сколько фактически потребили внутри страны.
Экспортные возможности у России по-прежнему огромные. Рынки растут, при этом страны-конкуренты достигли предела производства. Такие страны, как Индия и Китай, будут наращивать импорт, и российские экспортеры уже в эти страны заходят. Пока объемы незначительные, но их можно свободно наращивать. Сегодня в РФ порядка девяти миллионов тонн недозагруженных мощностей. И в ближайшие два-три года мы сможем наращивать производство благодаря только их дозагрузке.
Площадь под масличными культурами может вырасти к 2024 году с нынешних 12 до 19 млн гектаров. Из них как минимум четыре миллиона нам удастся нарастить за счет оптимизации существующих площадей, например, благодаря внедрению проекта «Эффективный гектар».
Китай просит Россию расширить ассортимент редких растительных масел |
Что еще можно сделать? Убрать излишки с рынка. В прошлом году РФ вышла на первое место по экспорту пшеницы, но сейчас мы имеем и рекордные запасы, которые в три раза превышают наши потребности (согласно рекомендациям ФАО ООН) и "давят" на рынок. Если эти запасы «снять», то мы не только повысим стоимость пшеницы, (чем дадим возможность заработать больше аграриям), но и сможем нарастить производство масличных, которые в полтора раза рентабельнее пшеницы. Получается двукратный эффект! По нашим расчетам, при обозначенных в данной модели параметрах до 2024 года сельхозпроизводители смогут заработать дополнительно порядка 210 млрд рублей.
И, конечно, огромный потенциал лежит в сфере урожайности. Например, сегодня до сих пор 10% посевных площадей высевается несортовыми семенами, то есть товарным подсолнечником, чего нельзя допускать. И это огромный резерв повышения объем производства.
Соя может вырасти за счет программ развития мелиорации. Если в России удастся ввести порядка 466 тысяч гектаров мелиоративных земель до 2024 года, у нас будет 350 тысяч гектар под соей, что даст примерно плюс полтора центнера с гектара урожайности на всех площадях.
Огромный потенциал у России по подсолнечному маслу и шроту, мы можем обогнать Украину и стать первыми в мире по экспорту этих товаров.
Есть один критический важный фактор, который сдерживает отрасль. После того, как в РФ обнулила пошлины на вывоз сои и снизила до шести с половиной процентов по семенам подсолнечника, мы отмечает резкий всплеск экспорта семян. Задачу по наращиванию несырьевого экспорта будет невозможно выполнить, если мы не будем предпринимать защитные меры. Сейчас под действием нескольких рыночных факторов паритет немного «выровнялся», но с точки зрения фундаментального анализа фактор риска – очередного экстремального экспорта сырья - никуда не делся.
В сегменте продукции верхнего передела показатели роста динамичные, но не столько прогрессивные как в среднем переделе. Хотя, например, в сегменте бутилированного масла рост составил порядка 20% за год. Безусловно, мы сохраним долю присутствия на своих традиционных рынках. Наша задача - обеспечить растущий спрос и удержать там лидирующие позиции.
При наличии должного объема сырья мы способны экспортировать 15,7 млн тонн продукции к 2024 году. Более того, мы можем обеспечить объем несырьевого экспорта по своей отрасли даже в полтора раза выше, чем было обозначено президентом в послании к Федеральному собранию, при условии серьезной и масштабной поддержки со стороны государства. Эту отметку мы преодолеем в любом случае. Но темпы развития будут зависеть от того, какая будет поддержка.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: СПЕЦПРОЕКТ ROSNG