В рубрике «Колонка эксперта» - вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Ольга Башмачникова.
- К вопросу о том, что недостающий объём продукции на внутреннем рынке выравнивается импортными поставками. Это касается фруктов, картофеля, сливочного масла и так далее. Тема понятная, когда продукции недостаточно производится внутри страны, её докупают на внешних рынках, что позволяет удерживать рост цен и насыщает потребность внутреннего рынка. Это логично, но вот что вызывает серьёзные опасения.
Объём производства на внутреннем рынке – величина волатильная. Он зависит от большого количества факторов, в том числе от погодных явлений. Вопрос доходности сейчас не берём, потому что это отдельная основополагающая большая тема. Так вот, один из наиважнейших факторов, который влияет на объём производства в КФХ и ЛПХ – это развитие каналов сбыта для производителей малых объёмов продовольствия. Причём мы говорим о значительной доле производства продукции в данном секторе. На коллегии Минсельхоза была озвучена цифра в 40%. Однако, объединить мелкие партии и реализовать продукцию в крупном удобном для торговли объёме такие фермеры не могут. Именно поэтому сети закупают продукцию не у малых форм хозяйствования (МФХ), а подписывают крупные международные контракты с удобной логистикой. Только в начале ковида, когда были затруднены все импортные поставки, огурцы с редисом, условно говоря, «не выбрасывались в кювет» и торговые сети сами «бегали» за фермерами. Им ценен был любой малый объём. Но как только кризис миновал, всё вернулось на круги своя. Сетям просто удобно работать с крупными партиями и выверенной логистикой, когда продукция в больших объёмах поставляется в их региональные оптовые распределительные центры.
Теперь хочу привести в пример зарубежный опыт. В Иране в период сбора урожая импортные поставки закрываются, чтобы сначала продать всё, что произведено внутри страны. А там, отмечу, совсем мелкие партии, поскольку в одних руках по 5-10 гектар земли, но при этом выстроена логистическая система. Это и кооперативы, и интеграторы. Ещё и экспортируют сколько, в том числе, и нам!
Почему у нас это не работает? Очевидно, здесь играют роль и большая территория, и значительное рассредоточение малых производителей, трудности с коммуникациями, доверием и отсутствие главного интересанта. Если им не может быть государство, то об этом можно было бы подумать бизнесу. Крупному – неинтересно, но есть малый. Это социально ответственные предприниматели, проживающие на селе. Им, как говорится, и карты в руки по проведению работы с малыми формами и выстраивание взаимовыгодной логистики. Но их нужно подтолкнуть, зажечь, настроить. Работу могут вести общественные организации, объединяющие эти самые малые формы – создавать необходимую инфраструктуру. Это стало бы огромной реальной помощью фермерам и личным подсобным хозяйствам, которые без неё могут закрыться.
Можно привести пример с федеральным проектом по развитию овощеводства и картофелеводства. Он предусматривал стимулирование роста объёмов производства в секторе МФХ. Но когда он был увеличен, фермеры не смогли его продать, так как рынок был заполонён дешёвым импортом из-за рубежа. В результате объёмы производства были снижены. И это замкнутый круг. Да, дешёвый импорт позволяет сдерживать цены для потребителей, но он убивает внутреннее производство. Поэтому здесь важна взвешенная грамотная политика управления продуктовым балансом и поддержка отечественного малого производителя.